Костиков В.И.
Практический опыт подготовки юных балалаечников я приобрел, работая в течение четырех лет руководителем оркестра русских народных инструментов «Дудари» в Детском доме творчества № 2 г. Новокузнецка. Работая с оркестром «Дудари», мною была разработана программа «Народные инструменты», которая рассчитана на 4 годичный срок обучения юных оркестрантов в возрасте от 10 до 14 лет. Методика работы с юными музыкантами в Доме детского творчества отличается тем, что с воспитанниками проводятся занятия от 2 до 5 раз в неделю.
Два раза в неделю проводятся сводные репетиции, где наряду с начинающими музыкантами играют их более опытные коллеги, которые занимаются уже не первый год. А также в оркестре играют педагоги и концертмейстеры. Начинающие балалаечники с первых же занятий видят и слышат, как они смогут научиться играть, при условии,что они будут регулярно и прилежно заниматься.
Также участники оркестра исполняют и хоровые произведения. Дети принимают активное участие в работе хора. В основном юные балалаечники играют в аккомпанирующей группе на балалайках: «Прима», «Секунда», «Альт». Наиболее продвинутые исполняют небольшие сольные произведения (1, 2 классы детской музыкальной школы). На репетициях оркестра я сижу вместе с ними, чтобы они могли, в случае сбоя, глядя на мои руки продолжить игру. Естественно многие из них знакомы с нотной грамотой и поэтому, играя свои партии, они смотрят в ноты. Конечно, многие из них стараются просто запомнить аккорды и играют их по памяти.
Почти все балалаечники играют на сопутствующих ударных инструментах – рубели, трещётки, колокольчики, треугольники, коробочки, бубны.
При первом знакомстве новичков с коллективом я стараюсь дать как можно больше информации о коллективе, об участниках, истории развития коллектива и, конечно, как можно больше о народной культуре, истории развития оркестров народных инструментов, о самих народных инструментах. Прошу оркестр сыграть несколько популярных произведений, которые легки для восприятия. Новичкам очень приятно видеть в оркестре знакомые лица ребят, с которыми они каждый день встречаются в школе, но не знают, что они могут так играть на музыкальных инструментах. Конечно же им хочется научиться играть не хуже их. В момент знакомства с коллективом стараюсь как можно убедительнее объяснить новичкам, что при старании и прилежании они смогут играть ничуть не хуже этих ребят. Если они захотят научиться играть, то у них все получится.
На первом занятии пробуем извлечь первые звуки, первые аккорды. Не все получается. Они сконфужены тем, что вместо красивых звуков слышен какой-то треск, пальцы болят от того, что струны больно врезаются в подушечки и на большом пальце правой руки появляется большой мозоль, который может к тому же лопнуть. Это очень больно. В этот момент я стараюсь им объяснить, что эти трудности временные, все это пройдет, и они об этом забудут. Надо лишь немного потерпеть и они научатся играть красивую музыку, им будут завидовать все их сверстники.
Скачать статью полностью
|