Г.Н. Скакунова
В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы встал вопрос об организации Здоровьесберегающего образования. Методика здравоохранительной системы обучения и воспитания, автором которой является руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера, профессор В.Ф. Базарный.
Что собой представляет эта методика В.Ф.Базарного?
В.Ф. Базарный предложил техническое решение, позволяющюю сохранить существующую мебель, например, ортопедические односпальные кровати из Москвы, внедрить методику динамических поз, возвратиться к оптимальной для зрительного труда наклонной рабочей поверхности и решить такую важную для здоровья детей проблему, как соответствие школьной мебели росту учащихся.
Знание и понимание методов применения здоровьесберегабщих технологий – важная составляющая профессиональной технологии компетентности современного учителя. Учитель, который использует данные технологии, в первую очередь решает проблемы перегрузки и переутомления обучающихся на занятиях. У ребят развиваются внимание, память, воображение, формируются мышление, свобода суждений. Таких результатов возможно добиться применяя следующие методы:
- обучение учащихся в режиме смены динамических поз. Для этого используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью парты и конторки. Часть урока дети стоят за конторкой, другую часть сидят за партой, тем самым сохраняя вертикаль позвоночника, укрепляя осанку. В I классе дети меняют позу через 5 минут, во II и III – через 12-15 минут. Работа, стоя за конторкой, способствует формированию координации и равновесия, профилактике нарушений опорно-двигательной системы, а также близорукости.
- проведение уроков в режиме движения наглядного материала за счет максимального удаления от глаз детей учебного материала. Для этого используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные к люстре в углах класса, на которых располагаются дидактические материалы, карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету, которые раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в даль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
- Упражнение-тренинг со зрительными метками. В различных местах класса устанавливаются зрительные метки — яркие объекты, привлекающие внимание: игрушки, красочные картинки, геометрически фигуры. Подобранные подобным образом, они составляют единый зрительноигровой сюжет (например, тема известной сказки). Раз в две недели сюжет меняется. для развития координации упражнения выполняем только в положении стоя. Периодически дети встают и под счёт поочерёдно фиксируют взгляд на метках, соединяя движения глаз, головы и тела.
- Методика зрительно-координационных тренажеров. Схема-тренажер находится на потолке. Незамысловатые круги и восьмерки – схемы-траектории – используют для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольные движения головой, шеей, туловищем. По мнению доктора В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за один год, и он может отказаться от очков.
С раннего детства стопа – это не только эффективное развитие и функционирование внутренних органов, но и оптимальное развитие, особенно у девочек, костей таза, поэтому в классе имеется «Тропа здоровья». Рекомендуется разместить массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т.п.), два ящика с речной галькой разной формы, ребристая доска и все это расположено на паласе.
Обязательным учебным предметом доктор В.Ф. Базарный считает хоровое пение. Пение — мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей.
|