Т.Г. Швецова
Всемирная организация здравоохранения считает, что школа является общественно неблагоприятным фактором. Следствием воздействия данного фактора все чаще становятся заболевания у обучающихся и педагогов. Конечно, многое зависит от исходного состояния здоровья организма, однако достаточно важной является и правильная организация учебной деятельности.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение обучающихся возможностью сохранения здоровья за время обучения, формирование у него знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Общеизвестно, что по шкале трудности дисциплин физика занимает третью позицию после математики, русского и иностранного языка. При ее изучении обучающиеся испытывают существенные умственные, психические, эмоциональные и даже физические нагрузки. Как сделать так, чтобы «трудный» урок не стал «утомительным»?
Остановимся на отдельных способах здоровьесбережения. Создание благоприятного фона на уроке, в кабинете физики, снятие эмоционального напряжения:
- достигается доброжелательной, спокойной обстановкой, улыбкой и уместными шутками, ведь развитие чувства юмора – тоже шаг к здоровью;
- применением исторических экскурсов, рассказов об ученых, открытиях, явлениях;
- использованием литературных произведений.
- Например, при изучении темы «Сложение сил» (7 класс) вспоминаем басню Крылова «Лебедь, Рак и Щука» и отвечаем на вопрос: «А воз и ныне там?».
- В теме «Плавание тел» (7 класс) выясняем, мог ли утонуть в реке «Архимед» Вовки Грушина» из одноименного произведения Ю.Сотника.
- обсуждением верности или неверности высказываний
Например, в теме «Третий закон Ньютона» (9 класс): Можно ли считать народной формулировкой закона русскую пословицу «Как аукнется, так и откликнется»? А на боксерский поединок смотрим с другой стороны: «После того, как вас отправили в нокаут, можете смело утверждать «Ох и дал же я ему!».
Дети воспринимают все это как отступление от темы, а наша цель – снятие накопленного напряжения. Это служит не только психологической разгрузке, но и установлению межпредметных связей, а также воспитательным целям и побуждению к активизации познавательной деятельности.
Скачать статью
|