Полезная информация
✪✪✪✪✪ Достижения Проекта
Лицензия Creative Commons

Политика конфиденциальности проекта
Хостинг от uCoz

Опубликовать статью ➧


Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранного языка

В.А. Зорина

Основные задачи совершенствования российского образования заключаются в повышении его качества, и соответственно доступности и эффективности, что предполагает обновление самого содержания образования. Это означает, что его (содержание) необходимо привести в соответствие с современными требованиями и задачами развития системы образования.

В настоящее время очевидно преимущество использования компьютерной техники и иных информационных технологий в процессе обучения иностранному языку. Применение персонального компьютера и, непосредственно, глобальной сети Интернет в преподавании иностранных языков оказывает существенное влияние на систему образования, вызывает значительные изменения не только в содержании, но и в методах обучения иностранным языкам [6, 57].

Однако не стоит забывать, что не менее важна здесь и роль преподавателя: он подбирает компьютерные программы, разный дидактический материал – нужные учебники, электронные учебные пособия, разрабатывает индивидуальные задания. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях при обучении иностранным языкам необходимо учитывать заинтересованность учащихся информационными технологиями. Это оказывает неоценимую поддержку в развитии мотивации на уроках английского языка.

Главный компонент содержания обучения иностранному языку – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Учитывая этот факт, можно эффективно использовать компьютер, например, при ознакомлении с новым языковым материалом (для введения новых лексических единиц), а также при закреплении, отработке и контроле знаний, умений и навыков [5, 102].
Для реализации этих задач в своей педагогической деятельности я использую следующие компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Paint, различные обучающие программы, а также программы по составлению тестов и кроссвордов, интернет ресурсы и электронные учебники.

С помощью программы Microsoft Word можно строить графики, диаграммы и таблицы, и либо выводить их на экран с помощью мультимедиа проекторов, либо формировать их них раздаточный материал.

Широкое распространение получило использование презентаций. На мой взгляд, они удобны и для учителя, и для учеников. Кроме текстовых элементов презентация может включать картинки, видео и музыкальное сопровождение. В настоящее время ученики среднего и старшего звена все больше отдают предпочтение проектной деятельности, выполняя этот вид работы через презентации в Microsoft Power Point.
На своих уроках широко применяю и компьютерное тестирование. Данный вид тестирования даёт возможность за короткое время оценить многих и сделать это достаточно объективно. В частности, использование комплексного тестирования, помогает выявить следующие характеристики владения иностранным языком:

  1. навыки соотнесения особенностей диалогической и монологической речи;
  2. умение правильно составить из иноязычных средств целевое высказывание;
  3. навыки и умения синонимической избирательности;
  4. умение правильно употреблять артикль и др. [4, 172-177].

Еще одной эффективной технологией, на мой взгляд, является использование на уроках электронных учебников. В настоящее время имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний.

Эффективность использования существующих возможностей для применения компьютера и информационных технологий очевидна. Как показывает практика, внедрение ИКТ позволяет повысить качество знаний. Наряду с тем, что обучение становится интересным и увлекательным, повышается познавательная активность школьников. Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса [2, 19].

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

  • совершенствование навыков владения компьютером;
  • общекультурное развитие обучающихся;
  • совершенствование языкового уровня;
  • повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
  • реализация принципа обратной связи;
  • большие возможности наглядного предъявления материала;
  • сочетание контроля и самоконтроля;
  • активизация навыков самостоятельной работы [7, 43].

Приведу конкретные примеры. Для проверки знаний учащихся по теме «Неправильные глаголы» я часто обращаюсь к тестам онлайн на сайте www.study-languages-online.com. С их помощью можно легко и быстро провести контроль знаний по данной теме. Для отработки и закрепления различных лексических единиц по разным темам я часто использую на уроке кроссворды, составленные на сайте www.cross.highcat.org. Этот кроссворд сразу же можно скачать в формате Word. На этапе введения и отработки лексических единиц считаю эффективным использование презентаций, созданных в программе Microsoft Power Point. Чаще это слайды с наглядным материалом, с помощью которого учащиеся должны назвать слово и словосочетание.

Так же презентации используются мной на заключительном этапе по изучению той или иной темы. Чаще это уроки-игры или уроки-путешествия. Презентация позволяет обобщить и объединить весь материал по изученной теме в различных заданиях. Например, презентация по теме «United kingdom of Great Britain and Northern Ireland». Учащимся были предложены различные задания, такие как кроссворд на знание лексических единиц, таблица на знание столиц, языка и национальностей стран, ответы на вопросы по изученной теме. Все сопровождалось яркой наглядностью.

Одной из любимых программ у учащихся старших классов является обучающая программа «Незнайка и все, все, все». Мы используем эту компьютерную программу для отработки этикетных фраз при создании диалогов между различными героями. Ее легко можно скачать в интернете. Так же она может быть использована при проведении бинарных уроков учителями английского языка и информатики. Среди электронных учебников предпочтение отдаю учебным пособиям серии Grammarway, Headway, McMillan и др.

Список используемых источников

  1. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводам, говорим. – М.: 2007. – С. 56.
  2. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2007. – №7. – С. 18.
  3. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2002. – №4. – С. 73-78.
  4. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 522с.
  5. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 8. – С. 102 -104.
  6. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени // Иностранные языки в школе. – 2005. – №5. – С. 57- 60.
  7. Телицына, Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка / Т.Н Телицына, А.Ф. Сидоренко // Иностранные языки в школе. – 2002. – №2. – С. 41-43.
Категория: Опубликовать статью | Добавил: Валерия (27.10.2014)
Просмотров: 2729 | Теги: Технология, компьютер, коммуникативная технология, иностранный язык

Живой журнал Методичка рекомендует:

Мы в соцсетях!