С.В. Ершов
Методологическая стратегия преподавания информатики в 8 классе к учебнику «Информатика – 8. Базовый курс» Угринович Н.Д., «БИНОМ», М., 2006 строится на основных постулатах методики преподавания информатики в 8 классе:
- все ученики могут и должны освоить учебный материал полностью;
- каждому ученику требуется свой темп обучения и понятный для него способ и глубина изложения материала (способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях);
- преподавателем должны быть выработаны четкие критерии полного усвоения темы, раздела, курса
- все учащиеся должны быть ознакомлены с основными принципами методики, по которой им предстоит учиться (таким образом каждый ученик становится активным участником процесса обучения).
Методологическая стратегия преподавания информатики обуславливает принципы, на которых основана выравнивающее - развивающая методика:
- весь учебный курс разбит на блоки, каждый блок закончен по смыслу (содержательная целостность) и невелик по объему (2-4 урока);
- изучение каждого блока строится с использованием следующих элементов учебного процесса: лекция, практическое занятие, самостоятельная работа учащихся, проверка знаний;
- к каждому учебному блоку разрабатываются практические задания (практикумы) с задачами различного уровня сложности;
- к каждой задаче разрабатывается система тестов;
- к каждому блоку в целом разрабатывается система проверки знаний и умений;
- ученику предоставляется возможность в рамках изучаемой темы выбрать наиболее интересное (полезное) для него задание (вариативность практических заданий);
- терминология, используемая при изложении материала, должна соответствовать общему уровню образования учащихся (на начальных этапах целесообразна замена общепринятых в данной дисциплине терминов) и коррелировать с аналогичными терминами в смежных дисциплинах.
Тематическое планирование учебного материала должно строиться на основе системы образовательных модулей, увязанных с целями обучения для каждой данной учащихся. Важнейшая особенность постановки курса информатики — это систематическая работа школьников с компьютерами. Например, в календарне планування інформатика 6 клас ривкінд не предусматривает ежеурочной работы учащегося за компьютером.
Учебные фрагменты на уроках информатики можно классифицировать по объему и характеру использования компьютера, что предусматривает три основных вида организации урока — демонстрация, фронтальная лабораторная работа и практикум.
Демонстрация. Используя проектор, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (новые объекты языка, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.). Дидактическая функция демонстрации — сообщение школьникам новой учебной информации. Наглядность позволяет быстрее и легче освоить материал.
Лабораторная работа. Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами, переданными им учителем. Дидактическое назначение этих средств может быть различным: либо освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), либо закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью программы-тренажера), либо проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы). В одних случаях действия школьников могут быть синхронными (например, при работе с одинаковыми педагогическими программными средствами), но не исключаются и ситуации, когда различные школьники занимаются в различном темпе или даже с различными программными средствами. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы — наблюдение за работой учащихся (в том числе и через локальную сеть), а также оказание им оперативной помощи.
Практикум (или учебно-исследовательская практика). Учащиеся получают индивидуальные задания учителя для протяженной самостоятельной работы (в течение одного-двух или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома). Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса. Учащиеся сами решают, когда им воспользоваться компьютером (в том числе и для поиска в сети), а когда поработать с книгой или сделать необходимые записи в тетради. Учитывая гигиенические требования к организации работы учащихся в кабинете информатики, учитель должен следить за тем, чтобы время непрерывной работы учащих, компьютером не превышало рекомендуемых норм. В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь. При необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.
В данном классе необходимо проводить периодический инструктаж при работе в кабинете ИКТ, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы.
Скачать статью полность
|