Г.Б. Гольдберг
При организации обучения требуется организовывать разноуровневый подход к процессу обучения, т.е. дифференцированный. В процессе обучения требуется учитывать индивидуальные особенности учащихся, т.е. их основные свойства личности. В педагогической литературе разграничивают понятия внутренняя и внешняя дифференциация.
Внутренняя дифференциацией – организация учебного процесса, учитывающая индивидуальные особенности школьников при проведении учебной деятельности на уроке. В таком случае данное понятие дифференциации близко с понятием индивидуализации обучения. Внешняя дифференциации – организация учебного процесса, при которой обучающиеся различного уровня обученности, объединяются в группы исходя из индивидуальных признаков: по способностям, по выбранной профессии, по интересам.
Дифференциация по общим способностям проводится с учетом уровня обученности, общего развития, особенностей психического развития. Дифференциация по частным способностям выстраивается на отличиях обучающихся по способностям к обучению и восприятию английского языка. Подобные методы используются в школе Марины Русаковой.
Дифференциация по отсутствию способностей к обучению английскому языку, подразумевает дополнительную коррекционную работу по обучению английскому языку в специальных группах или даже классах.
Дифференциация по выбранной профессии касается учащихся старших классов, и уже определившихся в профессиональной ориентации и, соответственно, определивших свой уровень потребности и знания английского языка. Для реализации таких потребностей создаются классы с углубленным изучением английского языка, и (или) занятия в специализированных кружках, секциях для дополнительного расширенного изучения иностранного языка.
Дифференциация по интересам проводится для учащихся, особенно интересующихся каким-либо видом деятельности, требующим знание английского языка.
При организации обучения требуется организовывать разноуровневый подход к процессу обучения (дифференцированный). В процессе обучения требуется учитывать индивидуальные особенности учащихся (их основные свойства личности). В педагогической литературе разграничивают понятия внутренняя и внешняя дифференциация.
Разноуровневое обучение – это обучение учащихся с разным уровнем усвоения учебного материала ( усвоение и сложность одного и того же учебного материала различна в группах 1, 2 и 3). Группа 1 - предполагает усвоение материала базового уровня в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Группы 2 и 3 подразумевают наполнение и углубление знаний, предусмотренных стандартом в расчете на возможности, способности и интересы учащихся. Для групп 1 и 2 применяются дополнения к программе базового уровня с увеличением содержания и подъемом требований к отдельным видам речевой деятельности, владению лексико-грамматическими навыками. При этом количество часов остается неизменным, углубление происходит за счет способностей учащихся.
Каковы критерии отбора? Отбора учащихся по уровням может производится по результатам теста, основанного на заданиях и материале изучаемого в процессе уроков, а так же требованиях базового уровня владения предметом на каждой ступени обучения. При этом, необходимо учитывать желание учащихся и рекомендации психолога. Учет желания учащихся, предоставление им самостоятельного выбора уровня изучения и сложности английского языка в зависимости от индивидуальных желаний, положительно сказывается на мотивации изучения иностранного языка.
Особое внимание заслуживает метод проектов. Применение данного метода позволяет применить полученные знания в практике с одной стороны, и, с другой стороны, осуществляется дифференцированный подход в обучении, используя выбор темы, формы, подбор материала, оформление, распределение обязанностей и ответственности при подготовке и оформлении.
Скачать статью полностью
|