Гульчак Н.В.
В настоящее время официальная статистика свидетельствует о все большем рождении детей с различными патологиями, в том числе и врожденных зрительных нарушениях. Не обошла стороной эта проблема и наш город. В связи с этим возникла необходимость в создании специальных образовательных организаций для данной категории детей. Как правило, недоразвитие или нарушение одной функциональной системы ведет за собой недоразвитие либо не сформированность другой. Так, почти 98% детей поступающих в ДОУ для детей с нарушениями зрения имеют различные по выраженности нарушения речи. Инновационная деятельность в ДОУ будет направлена на развитие всех систем.
Одной из значимых задач коррекционно-педагогической работы в ДОУ для детей с нарушениями зрения является вырабатывание у них правильной речи. Полноценная независимая речь, образованная на четких представлениях об окружающем предметном мире, оказывается ведущим фактором умственного и нравственного развития ребенка.
Вырабатывание предметных представлений реализуется преимущественно с использованием зрения. Сниженное зрение не позволяет достаточно точно опознавать и наблюдать различные предметы, явления природы, жизнь людей. В связи с этим их представления об окружающем обеднены и несут отрывочный характер. Информация, которая получеа с использованием неполноценного зрения слабо фиксируется в памяти. Сложившиеся образы стремительно стираются или заменяются другими, связи с этим нет четкой зависимости между словами и образами. Таким образом, неполнота зрительного восприятия затрудняет обогащение зрительной памяти, а это создает сложность при формировании конкретного значения слов в речи детей с нарушениями зрения.
Становление речи у детей с нарушениями зрения и при сохранном зрении происходит принципиально одинаково, однако нарушение зрения изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у нормально видящих.
Важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем мире является целостное восприятие предмета. Формирование зрительного образа предмета у детей с амблиопий и косоглазием задерживается и требует специального воздействия.
Таким образом:
- Зрительные нарушения приводят к осложнению и изменению процесса познания детьми окружающего мира.
- Дефицит зрительных возможностей воздействует на речевое развитие детей.
- Словесные системы взаимосвязей у детей с нарушением зрения вырабатываются без обязательной опоры на наглядные образцы, в связи с чем, отмечается разрыв между предметным и практическим действием и его словесным обозначением, объединение конкретных значений слов
- Нарушение зрительной деятельности приводит к затруднениям в познании окружающей действительности, сужению социальных контактов, ограничению ориентировки в пространстве и возможностью заниматься определенными видами деятельности.
Скачать статью полностью
|