И.В. Шадрина
К сожалению, на сегодняшний день количество детей с признаками задержки речевого развития постоянно увеличивается. Основными факторами данного дефекта, как задержка развития речи являются: недостаточно внимательное отношение к ребенку, анормальное воспитание или даже полное его отсутствие, неблагополучное состояние здоровья. Если в первом случае изменение условий вполне достаточно для устранения задержки речевого развития, то в остальных случаях необходимы лечебные мероприятия и вмешательство логопеда.
Год от года все меньше, детей рождаются без каких-либо физических или психических отклонений. Всякое хроническое заболевание, врожденная или послеродовая травма, болезни, ослабленный иммунитет могут существенно оказывать негативное влияние на общее развитие детей и развитие его речи. Каждый ребенок имеет способности к усвоению правил родного языка, но лишь в процессе общения с окружающими (в частности – с родителями) формируется правильная речь. Если ребенок лишен возможности общения с окружающими, то его способность к речи просто не реализуется. Задержка темпов речевого развития может объясняться и органическими изменениями. К органическим изменениям можно отнести различные травмы, болезни, в результате которых нарушается деятельность некоторых отделов головного мозга. Снижение слуха или зрения, нарушения в развитии речи, мышления (т.е. отставание в психическом развитии), которые нарушения являются серьезными последствиями перенесенных ребенком травм и инфекционных заболеваний.
Правильное развитие речи на первом году жизни ребенка во многом зависит от моторного развития. Нарушения в формировании двигательных навыков у детей выражается в неумении сидеть, ходить, неуверенными действиями руками. У ребенка с моторными нарушениями наблюдается и снижение познавательной активности, и проявляется задержка в речевом развитии, задержка в формировании двигательных навыков неблагоприятно отражается на подвижности артикуляционных органов, к которым относятся нижняя челюсть, губы, щеки, язык. У таких детей часто бывают дефект речи. Помимо речевого дефекта у таких детей наблюдаются отклонения в мелкой моторике (пальцы рук малоподвижны, из – за чего ребенок долго не может научиться правильно держать ложку или карандаш, не умеют застегивать пуговицы и завязывать шнурки). Слабую, неокрепшую ручку ребенка обязательно необходимо развивать. Изготовление поделок из различных материалов требует ловких и точных движений. Детская ручка постепенно приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими и послушными.
Скачать статью полностью
|