Игры для развития фонематического слуха у детей с ФФНР:
1. Восприятие не речевых звуков.
Игра «О чем говорит комната»
Инструкция: Закройте глаза и внимательно послушайте звуки комнаты. Расскажите, что вы услышали?
Игра «Солнце или дождик».
Инструкция: Давайте поиграем. Сейчас мы пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом логопед звенит бубном). Затем логопед говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит детей подбежать к нему - спрятаться от дождя).
2. Восприятия и дифференциации изолированных звуков.
Игра «Успокой Таню»
Логопед показывает ребенку куклу Таню и предлагает успокоить ее, когда она заплачет.
Инструкция: Дай кукле ТАНЕ мячик, когда услышишь звук [А].
Игра «Ловушка»
Инструкция: Давай поиграем в ловушки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук [а] ([п], [с], [з], [р]) хлопни в ладоши. Ребенку предлагалось прослушать ряд звуков и хлопнуть в ладоши на определенном звуке.
3. Отраженное воспроизведение слоговых рядов.
Игра" Научи Мишку говорить"
Инструкция: К нам в гости пришел мишка, но он не умеет говорить как все звери. Давай попробуем говорить как он. Повторяй за мишкой.
ба – па та-да на-ма га-ка
пи – би ти-ди ни-ми ги-ки
Игра «Звуковая лесенка»
Ребенку демонстрируется игрушка и рисунок с изображением лестницы.
Инструкция: Вместе с человечком сначала поднимись по лесенке вверх, а потом спустись вниз. Когда ты будешь наступать на ступеньки, произноси различные слоги.
са-ша та-да га-ка ва-фа ра-ла
си-ши ти-ди ги-ки ви-фи ри-ли
4. Называние и показ картинок.
Игра «Похожие слова»
Инструкция: Покажи ту картинку, которую я назову.
Том-сом;
Кот-кит;
Пакет-букет;
Танки-банки;
Конфетка-ветка;
бинт-винт;
Уточка-удочка;
Угол-уголь.
Корка-горка;
Тачка-дачка;
Мышка-мишка;
Ложки-рожки;
Марина-малина;
Печка-петька;
Крыша-крыса.
5. Повторение слов с оппозиционными фонемами (фонетически х паронимов.
Игра «Запомни слово».
Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее. Каток-поток;
Фантик-бантик;
Тапки-папки;
Фата-хата;
Миг-мог;
Хатка-кадка;
6. Выбор правильных вариантов из целого слова и его части.
Инструкция: «Послушай, как я называю предметы, нарисованные на картинке, и если нужно, поправь меня. А чтобы тебе было легче узнать слово, еще раз посмотри на картинку».
…ыло-мыло;
…анка-банка;
…ос-нос;
…ошка-кошка;
…апа-лапа;
…ука-рука.
7. Выделение исследуемого звука среди слов.
Игра"Узнай чей голос"
Логопед раскладывает перед ребенком ряд картинок с изображением животных (жук, комар, тигр, змея) и воспроизводит соответствующие звукоподражание.
Инструкция: Определи по звуку животное и покажи картинку с его изображением.
Список литературы
- Пожалейко Е.А. Волшебный мир звуков и слов Изд. Владок,2003.-216с.
- Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 32 с.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)
|