Гордеева Л.А.
Продолжается модернизация и становление российского образования. Реализуется государственный стандарт общего образования. Государство и общество обращается к проблеме гуманизации образования, формирования компетентной личности, стремится к реализации потенциальных возможностей каждого.
В нынешних условиях противоречивости системы образования остро возникает проблема выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. Анализ противоречий современной системы образования показывает необходимость психолого-педагогической поддержки интеллектуально одаренных детей, активизация их познавательных способностей, раскрытие творческого потенциала, создание индивидуальных маршрутов в обучении.
Воспитание и обучение интеллектуально одаренных детей возможно в условиях личностно ориентированного и персонифицированного образования. Персонификация воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей подразумевает создание условий для образования и формирования личности такого ребенка.
Становление личности происходит под влиянием многих факторов. Это и духовное развитие, и реализация интеллектуального потенциала, и самовоспитание, и влияние социальной среды. Эти факторы необходимо учитывать всем участникам образовательной системы в процессе воспитания и обучения одаренного ребенка. Личность одаренного ребенка реализует свой интеллектуальный потенциал, самоактуализируясь в творческой деятельности. У такой личности возникает сознательное отношение к себе и окружающей действительности. Формируясь как личность, одаренный ребенок проявляет такие качества как креативность, внутренняя активность, нестандартность мышления.
Осуществляя идеи гуманизации образования (развитие способностей человека, его самореализация) в процессе актуализации и формирования личности учащегося необходим поиск и выявление одаренных детей. Необходимо создавать условия для опережающего развития интеллектуально одаренных детей. Следовательно, нужна система мероприятий, направленных на развитие учащихся, обладающих ярко выраженным творческим потенциалом. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию говорится, что «одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Первой инстанцией по проведению такой работы, является школа. Выявление одаренных детей должно начинаться на начальном этапе обучения в школе, основываясь на наблюдении, изучении психологических особенностей, речи, памяти, мышления.[4, с.67] Одаренные дети требуют особого дифференцированного подхода.
Скачать статью полностью
|