Лебедева Л.А.
Адаптация – время приспособления к новым условиям. Начальный этап нахождения в школе и есть социально-психологическая адаптация детей к новым условиям. Результатом адаптации является адаптированность, представляющая систему качеств личности, умений и навыков, которая обеспечивает успешную последующую жизнедеятельность. От того, как гладко пройдет время адаптации, сможет ли ребенок «вжиться» в непривычные условия, зависят его последующие успехи в обучении. Это достаточно длительный процесс, связанный с существенным напряжением всех систем организма.
Как правило, индикатором сложности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей, например чрезмерное возбуждение или даже агрессивность, а бывает и наоборот: заторможенность, депрессия. Все изменения в поведении ребенка, как правило, отражают особенности психологической адаптации к школе.
Наблюдение за учащимися первых классов показывают, что социально-психологическая адаптация детей к школе может протекать по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50 – 60%) адаптируются в течение 2-3 месяцев после начала обучения. Данный факт подтверждается тем, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. Дети, благополучно прошедшие адаптацию, имеют преимущественно хорошее настроение, активно относятся к учебе, имеют желание посещать образовательное учреждение, добросовестно выполняют требования, предъявляемые учителем.
Скачать статью полностью
|