И.А. Мкртычан
В современном российском обществе усиливается потребность в нестандартно мыслящих индивидуумах, творчески активных, способных нешаблонно находить решение для поставленных задач. Тяжелое время кризиса в РФ отрицательно отразилось на отрасли «Образование». Директивы на получение образования массово снизили потенциал развития интеллектуального ресурса, и лишь современные реформы российского образования позволяют снова обратить внимание на поддержку одаренных детей, т.к. талантливая молодежь – будущее страны, профессиональная элита. В данных условиях помощь в развитии и социализация одаренных детей, бесспорно, становятся одной из приоритетных задач отрасли «Образование».
Переход к новейшей образовательной парадигме, вызванный реформами в российском обществе, сопровождался обострением внимания к одаренным детям, интеллектуальные и творческие возможности которых стали рассматривать в качестве важнейшего капитала государства.
Современная система образования призвана обеспечивать последовательное развитие задатков личности, их совершенствование и применение на практике. Данные факты подтверждаются и результатами психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые имеют веские доказательства необходимости создания условий для развития одаренных учащихся уже на начальных этапах обучения в школе.
Опыт современной школы показывает, что между учащимися существуют различия: дети с более развитым интеллектом выделяются среди сверстников. Они непрерывно находятся в поиске ответов на интересующие их вопросы, проявляют любознательность, самостоятельность, активность.
Выражение «одарённые дети» применяется достаточно широко. Например, если ребёнок обнаруживает особенные успехи в учении, творческих занятиях, существенно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные работы (Венгер Л.А, Гильбух Ю.З., Лейтес Н.С, Бурменская Г.В) посвящены рассмотрению понятия - одарённый ребёнок, обнаружению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам.
Одаренный ребенок - ребенок, выделяющийся яркими, бесспорными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
Большинство психологов сходятся во мнении, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда плод сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время не следует пренебрегать и ролью психологических механизмов саморегулирования, саморазвития личности, которые лежат в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Сохранение и развитие одаренности – проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Центральная мысль, которая пронизывает все труды как зарубежных, так и отечественных исследователей – обществу срочно требуется политика, при которой выявление одаренных может происходить еще на самых ранних этапах образования, что позволить принять долгосрочные развивающее подходы к одаренному ребенку и создать специальные условия для их обучения и развития. Задачи сохранения и развития одаренности перед современной школой четко обозначает ФГОС НОО. Нагрузка, которая отводятся на внеурочную деятельность, способствует решению данной проблемы.
Скачать статью полностью
|