Маленький человечек, появляясь на свет, входит в большой мир как биоорганизм: он не наделяется никакими личностными качествами и его главной заботой в этот момент является только личный физиологический комфорт. Через определенный период ребенок становится человеческим существом с комплексом различных установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, поведением и ответственностью, а также с собственным индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. Именно в ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Посредством социализации человек воспринимает ценности и нормы, существующие в данном обществе. Социализация жизни человека имеет свои периоды или фазы:
- Младенчество. Главная задача этого периода- формирование доверия к окружающему миру, благодаря родительской заботе и любви. Если на этом этапе она не выполняется, то у младенца может появится чувство недоверия к окружающему миру, которое со временем и способно перерасти в замкнутость или даже озлобление.
- Ранее детство. У ребенка формируется чувство самооценки и автономии. Он учится ответственности , уважению, порядку и дисциплине.
- Возраст( 5-7 лет) . на этом этапе формируется чувство инициативы. Важной становится игра. Где ребенок примеряет на себя роли . Именно тогда формируется чувство справедливости.
- Школьный возраст. Ребенок учится достигать поставленных целей. Формируется его отношение к труду.
- Юность. В этот период возникает чувство собственной неповторимости, индивидуальности. Молодежь примеряет на себя разные роли, но окончательный выбор еще не осуществлен.
- Молодость. На этом этапе возникает потребность и способность к психологической близости с другим человеком. Если эта потребность остается неудовлетворенной, то человек чувствует себя одиноким.
- Взрослый возраст. Этот период продуктивного труда, заботой о других, о детях, о семье.
- Зрелый возраст. Обычно этот возраст характеризуется чувством удовлетворенности, выполненного долга. Каждому возрасту отвечают свои институты социализации. В разные периоды жизни это могут быть семья, детский сад, школа, другие образовательные учреждения, трудовой коллектив.
А.С. Макаренко говорил, что «семья - это тот единственный первичный очаг, где реализуется красота человеческой жизни, куда приходят отдыхать победоносные силы человека, где растут и живут дети - главная радость жизни».
Семья - первое звено социализации личности. Мир семейного существования включает в себя духовное, экономическое, социальное и культурное развитие. Процесс формирования современной семьи проходит в сложных противоречивых условиях современности. Именно с семейных отношений начинаются отношения с соседями, обществом, государством. Именно семья должна привить ребенку лучшие качества: доброту , достоинство, вежливость, уважение, образованность, любовь к Родине.
Семья - это микроколлектив, которому отводится важннейшая роль в становлении и воспитании личности. Семья делает жизнь полнокровной, семья дает счастье. Именно в тесном семейном общении происходи первичная социализация индивида.
Чрезвычайно важную роль в становлении и развитии социальной практики играет школа. В шестилетнем возрасте ребенок погружается в совершенно новый мир общения, поток информации, новых знаний , наблюдений. Именно в школе происходит становление маленького человека как личности. Современная школа выполняет две функции:
- развивающая- формирует умение общаться, принимать решения, критически мыслить;
- воспитательная – направлена на формирование мировоззрения, моральных принципов и этических норм поведения, отношений и ценностных ориентиров.
Школа дает возможность ребенку не только общения со сверстниками, в ходе котрого проявляет свои интересы, но и обогащает собственное образовательное поле за счет обмена разнообразной информацией, овладевает законами взаимоотношений в детском коллективе. Центральным звеном школьных отношений являются отношения «ученик- учитель». Школа в целом и учитель в частности являются моделью тех отношений и процессов, которые происходят в обществе. Школа и педагог влияют на процессы самоопределения, самопознания, самореализации ученика, формирование системы ценностей и норм. Условием позитивного опыта социализации является благоприятная атмосфера взаимодействия между учеником и учителем.
Скачать статью
|