Секунцева С.А.
Тема сегодняшнего диалога интересна, актуальна, многогранна, у каждого взрослого человека, живущего в педагогическом сообществе и вне его есть свои тайны, секреты воспитания подрастающего поколения, секреты семейного воспитания, взаимодействия родителей и педагогов.
Важную роль в стабильности и правильности отношений между детьми и родителями играет детский сад. Для полноценного развития ребенка детский сад и семья должны взаимодействовать. Работа с родителями эффективна, если строится поэтапно, отталкиваясь от принципов:
- доверительность отношений;
- личностный интерес родителей;
- подход к родителям как к активным субъектам взаимодействия;
- утверждение самоценности родителей.
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Сочетание воспитательно - образовательного процесса в детском саду и семье создает оптимальные условия формирования личности, ее саморазвития, самовыражения и творчества. Детский сад удовлетворяет в полном объеме потребности семьи только тогда, когда становится открытой системой, когда воспитатели и родители становятся единомышленниками. Добиться этого очень сложно, но возможно. Наше образовательное учреждение находится в сложнейшем микрорайоне города. Изучив социальное положение семей, выявив наиболее сложные (трудные семьи), педагоги группах смогли составить более полное представление о воспитанниках и наметить перспективу работы с теми ил иными родителями. Общение педагогов в семьях (посещение на дому) показали, что педагоги первоначально чувствовали себя скованно, общение было коротким, точечным, изучающим и уже более конкретным, адресным в виде последующей беседы по интересующим вопросам в воспитании ребенка проходило в детском саду. Воспитатели вели короткие записи впечатлений, выводов, сомнений, предложений и суждений для того, чтобы наметился план сотрудничества с родителями.
Первоначально родители неохотно приходили на родительские собрания, частные консультации вызывали у них раздражение. На педсовете решили изменить форму проведения. Изменили "собрание" на "встречу" родителей и педагогов, которая стала сопровождаться в обязательном порядке фрагментом занятия с детьми, т.е. каждый родитель имел возможность увидеть результат достижения своего ребенка. Кто-то уходил счастливый, увидев своего ребенка в общении со сверстниками в игре, на занятиях.что его сын или дочь справляется с программным материалом. А у кого-то стали появляться вопросы "Почему мой не знает? Почему не успевает?" У родителей возникло желание увидеть ребенка в общении со сверстниками в игре, на занятиях. Так возникли" Дни открытых дверей". Родители должны обладать реальной возможностью свободно познакомиться с деятельностью своего чада в детском саду.
Анкетирование родителей, беседы с ними, также обсуждение взаимоотношений родителей, воспитателей и детей на педагогических часах, педсоветах. родительских встречах позволили найти интересные точки соприкосновения и взаимопонимания. Родительские встречи приняли более интересную форму проведения; зрелищную, результативную, которая позволила принимать активное участие детей, родителей и педагогов. Это такие, как "Счастливый случай", "Что, где, когда?", "Поле чудес", конкурсы, викторины, диспуты, беседы за круглым столом, отчеты коллектива детей и педагогов перед родителями за полугодие и год в виде показов музыкальных сказок, зрелищных представлений "Мисс Улыбка", "Джентельмен Шоу" (ярким запоминающимся было проведение Юбилея детского сада, в котором принимали участие коллектив педагогов, родителей и детей - публичный отчет перед общественностью города).
Скачать статью полностью
|