И.В. Тропина, А.Г. Харламова, научный руководитель к.п.н., доцент
Л.А. Пепик
Сегодня, только по официальным данным Минобрнауки, из тридцати миллионов детей, проживающих в России, один миллион нуждаются в коррекционной помощи. [1]
На сегодняшний день большое количество детей из обучающихся, нуждаются в коррекционной помощи. Чаще всего это дети с отклоняющимся поведением.
В переводе с латыни девиация — отклонение от чего-либо. Девиантное поведение — деятельность, несоответствующая общепринятым нормам, нарушение правил и официально установленных законов, а также игнорирование социальных требований. Иными словами, поведение, частично или полностью нарушающее, принятые в социуме стандарты.[4]
Девиантное поведение школьника уже в младшем возрасте, без своевременной коррекционной помощи, может привести к социальной дезадаптации личности. Такой человек не сможет взаимодействовать с людьми, как следствие – отсутствие общения, работы.
Понимание причин девиантности, грамотная профилактическая и коррекционная работа могут существенно снизить риски социальной дезадаптации, как самих детей, демонстрирующих отклоняющееся поведение, так и детей, взаимодействующих с ними.
Девиантное поведение ребёнка является причиной возникновения проблем в социализации личности. И следствием при наличии интеллектуальных нарушений и задержки психического развития.
Такое поведение в большей степени влияет на социализацию детей, в результате чего возникает противопоставление, разделение детского коллектива на «хороших» и «плохих». [3]
Основными институтами социализации являются семья и учреждения системы образования, не меньшую роль играет референтная группа.
Результаты исследований показали, что именно в детстве формируются отношения к будущему образу жизни, предпосылки социализации, поэтому важную, а иногда и решающую роль в развитии физического и психо – эмоционального состояния детей имеет семья, её социальный статус, традиции и воспитательный потенциал. [2]
В настоящее время учитель начальных классов при работе с детьми, с отклоняющимся поведением, вынужден постоянно взаимодействовать внутри образовательного учреждения с социальным педагогом, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы. Для этого требуется специальная подготовка.
На данный момент времени я, как учитель, получаю дополнительное образование по специальности – специальное (дефектологическое) образование.
В результате лонгитюдного наблюдения, по результатам диагностики сформированности нравственно-этических представлений получено, что 30% обучающихся из класса систематически нарушают дисциплину. Из 100% обучающихся отмечается несформированность мотивации у 75% детей, завышенная самооценка - 46 %, заниженная самооценка - 26 %, несформированность морально-этических представлений - 48%.
На протяжении 4-х лет работы сформировался алгоритм действий педагога по коррекции отклоняющегося поведения. Он включает:
На первом этапе работы с такими детьми, для привлечения внимания к их проблемам, проводились многократные беседы с родителями.
На втором этапе мы выходили на школьный уровень и привлекали к работе администрацию школы. Завучем были проведены беседы со школьниками и их родителями. Был подключен социальный педагог школы и школьный психолог: разрабатывались различные ситуации, где такие дети могли быть успешными, проводились круглые столы для обеспечения взаимодействия всех возможных участников воспитательно-образовательного процесса и последующего влияния на ребёнка и контроля за ним. Обучающиеся посещали коррекционно-развивающие занятия школьного психолога.
Следующим этапом работы был выход на межведомственный уровень: находили связь с медицинским учреждением (педиатр, невролог, психотерапевт, медицинский психолог).
В процессе работы нами был выявлен ряд проблем, которые препятствовали успешному взаимодействию всех социальных институтов:
По работе с родителями: низкий воспитательный уровень родителей, низкое материальное положение.
По работе с медицинским учреждением: не указывались врачом-психиатром рекомендации учителю для работы с таким ребёнком, возникали трудности по выведению ученика на индивидуальное обучение, оказания медикаментозного лечения в стационаре. Период принятия решения о необходимости индивидуального обучения слишком длительный: сбор документации, принятие родителями решения.
Имеющиеся знания в сфере дефектологии помогают мне как классному руководителю быть связующим звеном между ребенком - родителями и администрацией при работе с девиантными детьми. Все это способствовало снижению количества обучающихся с отклоняющимся поведением.
По итогам всей проведенной деятельности за данный период по работе с такими детьми, можно сделать вывод что, для успешного взаимодействия в любом классе с детьми с девиантным поведением необходимо:
- своевременное проведение диагностики по выявлению таких детей и детей группы риска;
- начинать проводить коррекционную работу как можно раньше, подключать все механизмы контроля и влияния на такого ребенка;
- просвещать родителей о проблеме их детей и устанавливать тесное взаимодействие с ними.
- осуществлять квалифицированную подготовку педагогических работников школы (проведение семинаров, открытых уроков, круглых столов, конференций, интерактивных мероприятий, организовать выступление специалистов по данной проблеме);
- установить более тесное сотрудничество с администрацией школы, наладить связь между школой и специальными учреждениями;
- проводить профилактическую работу среди детей, не входящих в эту группу учеников, чтобы научить адекватно реагировать на отклоняющееся поведение сверстников (классные часы, внеклассные мероприятия, тренинги, беседы, разыгрывание проблемных ситуаций).
Список литературы:
- Астахова А. Некорректное решение. С 2016 года детям-инвалидам будет негде учиться// Совершенно секретно [сайт]. URL: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4863/
- Качество населения [Текст] / под ред. Н. М. Римашевской, В. Г. Копниной. – М., 1993.
- Методическое пособие по практическому использованию модели механизма
- «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуациии социально опасном положении [Электронный ресурс] / Под ред. академика РАН М.К. Горшкова. – М.: Институт социологии РАН, 2015. – 215 с.
- Психология девиантного поведения: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/psihologiya-deviantnogo-povedeniya-4
|