М. В. Назаренко
В раннем детстве осваивается более сложная деятельность. Дети овладевают общественно выработанными способами действий с предметами домашнего обихода, ухода за одеждой, принятия пищи и т.д. Время раннего детства проходит стремительно, поэтому родителям необходимо заблаговременно приобретать всё для школы, чтобы ребенок не чувствовал себя забытым и обделенным.
После поступления в школу ведущим типом деятельности ребенка становится учение. Характер деятельности школьника резко меняется. Как правило, учебная деятельность школьника проходит исключительно в сфере интеллектуальных процессов. Если в детском саду ребенок в основном лепит, действует ножницами и клеем, что-то строит из кубиков и дощечек, т.е. создает хотя и простые, но вполне реальные вещи, то в школе преобладает теоретическая деятельность. Основным результатом ее становятся не тот или иной реально воспринимаемый объект, а приобретенные знания, умения, учебные навыки, т.е. продукты его умственной деятельности. На этой ступени психического развития ребенка ведущей становится отвлеченная теоретическая деятельность, отвлеченное созерцательное познание.
Данная ступень резко продвигает развитие ребенка, однако при этом умственная деятельность фактически отделяется от предметно-практической, что в дальнейшем создает условия для более одностороннего развития ребенка. Подобная односторонность не только служит предпосылкой формирования индивида как специалиста в той или иной области деятельности, но и представляет собой одну из причин однобокого, негармоничного развития личности.
В социальной сфере это сказывается на разрыве интеллектуальной и практической деятельности.
Долгие годы проблема объединения интеллектуальной и практической сфер деятельности решалась в массовой школе формальным путем: введением с 1 класса занятий по ручному труду, а в более старших классах— работы в мастерских, на пришкольном участке. Организация учебно-производственной практики на предприятиях, в совхозах и колхозах была определенным шагом вперед, поскольку приобщала детей к общественно полезному труду, но это мероприятие всей проблемы не решало. Осуществление реформы школы 2010-х гг., в первую очередь введение ФГОС, связано с решением задачи более органичного соединения теоретического обучения с практической деятельностью учащихся.
Литература
1. Система поощрения ребенка (Методичка.орг), 2014.
2. Зависимость самооценки ребенка от стиля воспитания (Методичка.орг), 2014.
|