Г. А. Солодкая и др.
Целью данной статьи, материалы которой были заслушаны в рамках научно-методического семинара «Работа с одаренными детьми в средней школе в условиях внедрения новых образовательных стандартов» (СФ КубГУ, 2014 г.), является описание работы с одаренными учащимися в рамках школьного научного общества. Современное школьное образование немыслимо без поиска новых и более эффективных педагогических технологий, способных содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию у последних навыков самообразования и саморазвития. Этим требованиям, по мнению ряда методистов, отвечает в полной мере исследовательская деятельность учащихся. При этом максимально эффективной формой для организации исследовательской деятельности учащихся считается их работа в рамках школьного научного общества. Классически нормативно-правовая база НОУ включает в себя следующие документы: положение о НОУ, его устав, а также положение о школьной научной конференции. Ряд документов для ознакомления доступен на образовательном портале http://uchitelya.com. Помимо этого НОУ имеет обычно следующие атрибуты: наименование, герб и девиз (эмблему), иногда гимн.
В соответствии с типовыми нормативными документами НОУ — это добровольные объединения учащихся, стремящихся совершенствовать знания в некоторой предметной области, развивать свой интеллект, приобретать новые умения и навыки в исследовательской и проектной деятельности под руководством педагогов-наставников.
По нашему мнению, цель такого общества — это выявление одарённых учащихся, развитие их интеллектуально-творческих способностей, поддержка научной деятельности обучающихся. Наш опыт говорит о том, что НОУ целесообразно сформировать на основе отделений, включающих различные секции по предметным областям. Мы говорим о работе в НОУ с одаренными учащимися, однако членом НОУ, по нашему мнению, может стать любой ученик школы, при этом существует главное правило для участия в исследовательской деятельности — это никакого принуждения, насилия над личностью ребенка. Лишь личный интерес и увлеченность — единственный пропуск в НОУ. Работу НОУ целесообразно осуществлять через общие его собрания, а также через индивидуальную работу учащихся с их научными руководителями. План работы НОУ составляется каждый год в августе и утверждается руководителем школы. Ежегодно проводится заседание-презентация НОУ (октябрь), входе которой вновь вступившим учащимся вручаются удостоверения членов НОУ. Новопринятые клянутся, вступив в ряды НОУ, «соблюдать его Устав, уважительно относится к мнению коллег, грызть гранит науки во имя процветания школы, района, родного края, Отчизны».
Итоговым мероприятием работы научного общества за учебный год может быть школьная мартовская научно-исследовательская конференция «Первые шаги». Конференцию стоит проводить по секциям, в которых жюри оценивает работы по строго определенным критериям. Проекты, набравшие максимально возможное количество баллов, стоит рекомендовать для участия в конкурсах различного уровня. Для совершенствования знаний обучающихся можно ввести элективный учебный предмет «Основы научно-исследовательской деятельности» или «Школу юного исследователя». Для учащихся младших классов можно организовать кружок «Юный исследователь». В конце учебного года необходимо провести детальный анализ работы НОУ, входе которого выявить положительные стороны в работе, успехи, а также обозначить проблемы и недостатки. В соответствии с анализом ставятся задачи на следующий учебный год, анализ служит таким образом основой для планирования будущей работы.
Литература
1. Солодкая, Г. А. Тренинг «Научная работа учащихся в рамках ФГОС: 5 шагов к успеху» [Электронный ресурс] / Г. А. Солодкая // Интернет-вестник «Жизнь отрасли «Образование». — Режим доступа: http://ry4.ru/eh4, 2014.
|