Заикание – острое нарушение речи, характеризующееся частыми повторениями или затягиванием (пролонгацией) звуков с нередкими остановками в речи, препятствующими её непрерывному ритмическому течению. В основу системы педагогического способа преодоления заикания на уроках ручного труда в процессе практической деятельности положены две теоретические предпосылки. Основные затруднения у заикающихся детей встречаются в ситуациях общения, когда требуется что-то спросить у собеседника или ответить на вопросы, давая полные развернутые ответы. Р.Е.Левина на основании проведенных исследований пришла к выводу: заикание представляет собой расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной функции, и привлекла внимание к факту, что «заикание обычно усиливается в ситуации общения (разговор, сообщение) и ослабевает, например, в условиях эгоцентрической речи, обращенной к себе» (1963, с. 3).
Одновременно наблюдения показывают: заикание у детей значительно ослабевает в условиях пользования речью, связанной с конкретной, наглядной ситуацией или с практической деятельностью. Данный факт объясняется тем, что конкретная, наглядная ситуация или ситуация практической деятельности с предметами завязывается на значении предметов. В случаях затруднений в подыскании необходимого слова ребенок может заменить его местоимением (этот, эта, та) или просто жестом, указывающим на определенный предмет. Такую форму речи называют в психологии ситуативной.
В отличие от ситуативной формы контекстная речь, связанная с предметами и событиями, которые ребенок не может наблюдать непосредственно, является более сложной. В условиях контекстной речи ребенку приходится строить свои высказывания, опираясь лишь на языковые средства, без возможности продемонстрировать предмет. Очевидно, что развивать самостоятельную речь у заикающихся детей следует, начиная с элементарной ситуативной формы, постепенно переходя к речи контекстной.
На уроках ручного труда при практической деятельности с предметами складываются наиболее благоприятные условия для постепенного перехода от наглядных ситуативных форм речевого общения заикающихся детей к речи контекстной, к умению передать словом то, что нельзя выразить или сопроводить наглядным показом. Сначала педагог разговаривает с детьми в процессе изготовления поделки, спрашивая, как они делают ту или иную ее часть, какой используют материал, в какой последовательности производят свои действия и т. д. Затем он начинает беседовать с детьми о выполненной работе или об изготовлении поделки уже после того, как она сделана. Поддерживая у ребенка впечатление, что его интересуют только действия, процесс изготовления поделки, а не произношение фраз, педагог снимает у детей страх перед речью, он не фиксирует внимание на ее дефекте, тем самым устраняет почву для возникновения невротических образований заикания.
|