Человек познаёт окружающую действительность не только умом, но и руками. Это познание в радости творчества. Лепка – мощное средство развития мелкой моторики рук, фантазии, а значит свободы творчества ребенка. За многолетнее наблюдение в моей работе выявлен не поддельный интерес детей к своему творчеству. За одно занятие уже виден результат (важно чтобы к окончанию урока была готова поделка), герои сказок, домашние животные, предметы быта. И то, что ребёнок видит и сравнивает с работами других детей, подталкивает его стараться сделать лучше и красивее чем у других. Глина – доступный и дешевый материал. Ребенку не надо ломать поделку (чтобы быть обеспеченным рабочим материалом, когда мы лепим из пластилина), поделку можно раскрасить, к тому же накапливаются работы ребенка, по которым виден рост и мастерство. Для успешной работы учащимся необходимо пройти в развитии несколько ступеней.
Ступеньки творчества
В наше время творческие способности человека отдаются воле случая, однако их вполне можно и даже нужно развивать, и приступать к этому желательно как можно раньше. Немало важная роль родителей, должна быть до поступления ребёнка в образовательные учреждения, это всевозможные развивающие игры…
«Сущность творчества – предугадывание результативности верно представленного опыта, в создании мыслительной деятельностью рабочей гипотезы, приближенной к действительности. Это чувство природы или даже математическое чутьё» (из книги педагога – новатора Б.П. Никитина «Развивающие игры»).
Для развития способностей у ребенка нужны другие методы общения. Ни показ, рассказ, объяснение, повторение - то есть обучение, а постановка задач, которые должен решить сам ребёнок. Диапазон новых творческих задач достаточно широк и это значит ни действовать шаблонно, а самому поразмыслить и найти решение.
Первое условие благополучного формирования творческих способностей – раннее начало.
Второе условие – заранее окружить ребёнка такой средой и системой отношений, которые бы оказывали стимулирование на его различную творческую деятельность.
Третье условие – максимальное активизация внутреннего потенциала, позволяющая устанавливать более высокие планки.
Четвёртое условие – предоставление ребёнку свободы выбора деятельности, в чередовании деятельности, продолжительности занятий и др.
Пятое условие – правильная, ненавязчивая помощь взрослых. Не следует что-либо выполнять ЗА ребёнка, необходимо мотивировать его на самостоятельность в принятии решений.
Существует формула, которая приоткрывает завесу над тайной рождения творческого ума, об этом писал К.Э. Циолковский – основатель науки космонавтики: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым и наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Святая обязанность взрослых – помогать ребёнку встать на этот путь. Этому могут помочь и занятия лепки из глины.
Интерес творчества – радость успеха
Искренняя заинтересованность преподавателя, позитивная обстановка на занятиях способствуют успеху ученика. При этом не следует забывать, что похвала не по заслугам только вредит. Нужно показать ребёнку резерв его возможностей, что можно делать ещё лучше: «Да, ты сегодня хорошо поработал, но вот здесь, немного криво получилось. Если всё будет глаже и ровнее, то будет лучше! Попробуй-ка!»
Стремление к постоянному совершенствованию требуют конкретной оценки действий учащегося: «Умница, как аккуратно вылепила сегодня петушка. Или, что по твоему у тебя сегодня особенно хорошо получилось?»
Во время проведения занятия не допускается по отношению к ребёнку действия, которые могут вызвать раздражение, озлобленность или нежелание думать и творить.
Детям в младшем возрасте особенно важно образное мышление. С помощью сказки, сходства игрушек с реальными вещами маленькие фантазёры легко додумывают в своём воображении новые образы: «Посмотри-ка, правда похож…» С этого момента можно считать, что начинается процесс творчества, ребёнок начал творить и это уже результат!
|