Заикание – острое нарушение речи, характеризующееся частыми повторениями или затягиванием (пролонгацией) звуков с нередкими остановками в речи, препятствующими её непрерывному ритмическому течению. В основу системы педагогического способа преодоления заикания на уроках ручного труда в процессе практической деятельности положены две теоретические предпосылки. Основные затруднения у заикающихся детей встречаются в ситуациях общения, когда требуется что-то спросить у собеседника или ответить на вопросы, давая полные развернутые ответы. Р.Е.Левина на основании проведенных исследований пришла к выводу: заикание представляет собой расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной функции, и привлекла внимание к факту, что «заикание обычно усиливается в ситуации общения (разговор, сообщение) и ослабевает, например, в условиях эгоцентрической речи, обращенной к себе» (1963, с. 3).