Полезная информация
✪✪✪✪✪ Достижения Проекта
Лицензия Creative Commons

Политика конфиденциальности проекта
Хостинг от uCoz

Интересное образование

Главная » 2014 » Июнь » 18 » Методика использования паремий на среднем этапе обучения
Методика использования паремий на среднем этапе обучения

Сегодня как никогда остро стоит проблема языкового образования российских школьников. Низкий уровень владения иностранными языками в нашей стране общеизвестен. Одной из причин недостаточной успешности языкового обучения в школе считается направленность отечественной методики на знаниевую составляющую обучения, когда западная методика («дидактика») делает акцент на коммуникативный подход. Таким образом, с учетом позитивного опыта западной школы, целью современного языкового образования постулируется формирование у учащихся коммуникативной компетенции.

Исходя из сказанного выше, термин «коммуникативная компетенция» становится одним из наиболее частотных в профессиональной методической литературе, но, как это случалось и раньше, различные авторы вкладывают в него свое авторское понимание, и это приводит к многочисленным разночтениям и нисколько не содействует объединению усилий учителей по разработке в единой логике эффективных методик и подходов к формированию данной компетенции на разных ступенях языкового и профессионального педагогического образования. Однако ряд методистов сходится во мнении о возможности формирования данной компетенции на материале фольклора, а в частности на материале паремического фонда (Пассов, 1989; Бим, 2002; Соловова, 2008; др.).

Всем вышесказанным определяется актуальность данной работы, целью которой является разработка методики использования пословиц и поговорок (паремий) в процессе формирования коммуникативной компетенции школьников средней ступени обучения иностранному языку.

Публикуйте статьи у нас и получите свидетельства о публикации материалов быстро, надежно и в срок!

Особенностью реализации данной цели является тот факт, что формирование коммуникативной компетенции предполагается вести на материале пословиц и поговорок. К анализу предлагается Примерная программа основного общего образования и авторская учебная программа по английскому языку О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой, а также материалы англоязычных и двуязычных паремических словарей и сборников.

Гипотеза исследования: систематическое использование пословиц и поговорок в учебном процессе на средней ступени обучения иностранному языку повысит уровень коммуникативной компетенции учащихся, а также мотивацию к изучению английского языка.

Методы данного исследования:

  • критический анализ научной и методической литературы по проблеме;
  • методы наблюдения и анализа, предполагающие изучение и обобщение положительного опыта преподавателей;
  • экспериментальная проверка результативности разработанных заданий.

Уровень коммуникативной компетенции до и после экспериментального обучения (7 Б класс МБОУ лицея № ***, период с 29.01.13. по 23.03.13 г., педагог-наставник — ***) измерялся с помощью теста, представленного по адресу: http://testuz.ru/eng.php?tem=18. Число вопросов используемого теста, предъявляемых при тестировании, — 10 единиц; банк вопросов — 100 единиц.  Опросник измерял не столько знание паремий, сколько уровень коммуникативной компетенции учащихся: перед детьми ставилась задача понять ситуацию и дать ей определение с помощью паремии, либо же ответить одной из паремий на поставленный перед ними вопрос. Использовался тест повышенной сложности.

Для достижения указанной нами цели и учитывая заявленные методы исследования в ходе работы представилось необходимым решить следующие  задачи:

  • рассмотреть паремии как часть фразеологического фонда английского языка;
  • рассмотреть пословицы и поговорки как носители культурно значимой информации;
  • провести анализ учебников английского языка средней ступени обучения на предмет наличия пословиц и поговорок;
  • провести экспериментальное обучение с использованием разработанной нами системы упражнений и проверить его успешность с помощью специально отобранных диагностических материалов.

Таким образом, предметом данного исследования выступают английские пословицы и поговорки как основа формирования коммуникативной компетенции учащихся на среднем этапе.

Объект исследования — методика работы с пословицами и поговорками на среднем этапе обучения иностранному языку.

Теоретической базой данного исследования явились работы ведущих отечественных методистов (Пассов, 1989; Бим, 2002; Соловова, 2008; др.). Необходимо заметить, что внимание было уделено и анализу трудов по филологии, а именно — работ по фразеологии английского языка (Арутюнова, 1968; Амосова, 1978; Шанский, 1985; Кунин, 1996; Гронская, 2010), а также работ по лингвокультурологии (Телия, 1996; Маслова, 2013; др.). Источником паремий послужил фразеологический словарь А.В. Кунина (Кунин, 1996, с. 160).

Отметим, что работ, посвященных использованию паремий на уроках английского языка на средней ступени обучения, нами не выявлено, что обуславливает новизну данной работы. Теоретическое значение работы связано с обобщением теоретических трудов по методике формирования коммуникативной компетенции на среднем этапе обучения английскому языку. Практическое значение работы связано с возможностью внедрения ее результатов в практику преподавания английского языка в общеобразовательных школах Славянского района.

Апробация работы "Методика использования паремий на среднем этапе обучения"

По информации от сайта http://univerest.ru/ (центра образовательных услуг компании "Univerest", оказывающей помощь в написании дипломных, курсовых и контрольных работ за умеренную плату), работа является логическим продолжением курсовых проектов по филологии «Концепт 'толерантность' в английских фразеологизмах и паремиях» и по методике преподавания английского языка «Использование английских пословиц и поговорок на уроках по домашнему чтению» и прошла апробацию публичной защитой в ходе презентации данных проектов. Теоретические аспекты работы были освещены нами в ходе работы секции «Современные формы и методы преподавания иностранных языков в школе и вузе» («Дни молодежной науки-2014» СФ КубГУ), материалы практической части работы освещались при защите результатов педагогической практики в 2013 г.

Паремии входят во фразеологический фонд английского языка, являясь крайней его границей в структурном плане: по А. В. Кунину, фразеологизмом, имеющим структуру сложного предложения, способна выступать лишь пословица.  Пословица - малая форма фольклорно-поэтического творчества, облаченная в емкое, ритмизованное изречение, выражающее обобщенную мысль, некий вывод, иносказание, имеющее дидактический уклон. В свою очередь поговорка - оборот речи или словосочетание, отражающее какое-либо явление окружающей действительности, один из малых фольклорных жанров.

Пословицы и поговорки – особые единицы / знаки языка, выступающие необходимым элементом коммуникации. Они передают особую информацию, обозначают наиболее типичные мысленные и жизненные ситуации, а также отношения между теми или иными объектами.

В настоящее время большинство методистов сходятся во мнении о возможности формирования коммуникативной компетенции учащихся на материале фольклора, а в частности на материале паремического фонда английского языка.

В ходе педагогической практики, проходившей в период с 29.01.13. по 23.03.13 г. под руководством педагога-наставника *** в 5-7 классах МБОУ лицея № ***, нами была разработана система упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции учащихся 7-х общеобразовательных классов. При подготовке упражнений нами была проанализирована Примерная программа основного общего образования по английскому языку и авторская учебная программа по английскому языку О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, а также материалы англоязычных и двуязычных паремических словарей и сборников. Нами составлен учебный словарь пословиц и поговорок для 7 класса, ряд пословиц и поговорок которого был использован нами в ходе экспериментальной части данной работы.

Согласно разработанной нами системе упражнений, пословицы и поговорки можно использовать на разных этапах занятия, для формирования любых навыков и умений. Экспериментальная работа, проведенная нами в МБОУ лицей №*** убедительно доказывает продуктивность использования паремий для повышения уровня коммуникативной компетенции на среднем этапе обучения: имеет место рост уровня коммуникативной компетенции в экспериментальной группе и его снижение - в контрольной. В сравнении с Тестом 1 средний балл в контрольной группе упал на 0,3 балла. В свою очередь средний балл экспериментальной группы вырос с 5,5 до 6,8 балла. Уровень коммуникативной компетенции стал коррелировать с общей успеваемостью учащихся по предмету.  Если говорить о мотивации, то необходимо отметить, что в контрольной группе принципальных изменений не произошло, в то время как в экспериментальной группе средний балл  уровня мотивации значительно возрос - с 6,7 баллов до 11,9.

Данные результаты подтвердили нашу гипотезу о том, что систематическое использование пословиц и поговорок на средней ступени обучения иностранному языку повысит уровень коммуникативной компетенции учащихся, а также мотивацию к изучению английского языка.

Используемая литература:

1. Ахутина, Т. В. Номинативная функция речи у детей и ее связь со зрительными стратегиями [Текст] / Т. В. Ахутина // «Языковое сознание: Теоретические и прикладные аспекты». — М.: АрКонсалт, 2004. — С. 23-45.

2. Амосова, Н. Н. Основы английской фразеологии [Текст] / Н.  Н.  Амосова.  — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1978. — 231 с.

3. Английский язык. Аудирование: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: 9 класс [Текст] / сост. О. В. Терентьева. — М.: [б.и.], 2012.

4. Английский язык. Аудиоприложение к УМК «Новый курс английского языка для российских школ»: 7 класс [CD-rom] / сост. О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. — М.: БАЛАСС, 2010.

5. Английский язык. Кембриджский курс английского языка для российских школ: учебник для 7 класса [Текст] / Под редакцией О. И. Виноградовой, Э. Литтлджона и Д. Хикс. — М.: Просвещение, 2012. — 245 с...

Категория: Интересное образование | Просмотров: 3149 | Добавил: maxi | Теги: методика, образование, язык, обучение | Рейтинг: 0.0/0

Живой журнал Методичка рекомендует:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы в соцсетях!