Актуальные проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ
Статья
Автор: Евдокимова А.Е. Руководитель: Труфанова Г.К., старший преподаватель кафедры специальной педагогики и специальной психологии института специального образования УРГПУ г. Екатеринбурга
В связи с работой по ФГОС НОО одной из ведущих проблем выступает создание условий для общего обучения детей с ОВЗ с планово развивающимися сверстниками, т.е. возникает проблема качественной организации инклюзивного образования. Препятствиями к получению детьми с ОВЗ качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством данной категории обучающихся [2].
Анализ современной литературы в области общего и специального образования позволяет выделить факторы, которые могут негативно сказываться на эффективности инклюзивного образования.
Первым фактором является личностная неготовность участников образовательных отношений, то есть, педагогов, самих обучающихся (как нормально развивающихся, так и обучающихся с ОВЗ) и их родителей. Поскольку состав участников инклюзивной образовательной практики зачастую неоднородный (один класс общеобразовательной организации могут посещать дети с речевыми, психическими и интеллектуальными нарушениями),это значительно затрудняет адаптацию детей как нормально развивающихся,так и детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители нормально развивающихся детей также демонстрируют личностную неготовность к инклюзивному образованию, так как воспринимают ребенка с ОВЗ как образец деструктивного поведения. Педагоги, не имеющие специального (дефектологического) образования, в свою очередь испытывают трудности организации образовательного процесса, трудности оказания индивидуальной помощи обучающемуся с ОВЗ и трудности оценки результатов его достижений.
Вторым фактором является недостаток материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса при реализации инклюзивной практики. В общеобразовательных организациях можно столкнуться с нехваткой специальных кабинетов для осуществления дополнительной помощи обучающимся с ОВЗ (кабинеты специалистов, сенсорные комнаты). Помимо этого, некоторые категории обучающихся требуют специального технического оснащения образовательного процесса (учащиеся с нарушениями слуха и зрения, с нарушениями ОДА). Особенно это касается технической оснащенности всех сфер жизнедеятельности ребенка: формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка, а так же осуществление бытовых нужд [1].
В качестве третьего фактора можно выделить проблему оказания коррекционной помощи обучающемуся с ОВЗ. Так как учителя имеют узкую специализацию, то они не могут в полной мере оказать помощь и поддержку детям с ОВЗ. Педагоги в недостаточной степени владеют методами психопрофилактики отклонений в развитии, затрудняются в использовании методов психологической и педагогической коррекции. Учителя общеобразовательных организаций в настоящее время затрудняются взаимодействовать с различными категориями детей одновременно, организовывать учебный процесс и групповую работу с ними. Трудности вызывает и составление программ, индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения [3]. Так же эта проблема проявляется ввиду нехватки специалистов коррекционного профиля, таких как логопедов, психологов и дефектологов.
Четвертым фактором является недостаток методического обеспечения организации образовательного процесса. В общеобразовательных организациях можно наблюдать значительный рост количества программ, использующихся для организации учебного процесса, реализации различных видов помощи (психологической, коррекционно-педагогической и логопедической), а так же методик, которые ранее были использованы только в специальных учреждениях.
Несмотря на выделенные факторы, затрудняющие эффективную организацию инклюзивного образования, необходимо отметить, что данный вид организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ достаточно эффективен. Поскольку направлен не только на усвоение академических знаний, но и на успешную социализацию обучающихся с ОВЗ в обществе.
|