Специальный образовательный стандарт для подростков с ОВЗ, основанный на позициях договорённости, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства, введен в школах с 1 сентября 2016 года. Будучи правовым актом, который устанавливает систему норм и правил, непременных для исполнения в каждой образовательной организации, он становится инструментом исполнения конституционных прав на образование для вышеуказанной категории обучающихся.
Специальный стандарт для «особых» детей включает перечень обязательных условий для обучения детей с ОВЗ (кадровые, материально-технические, финансовые и др.), выполнение которых необходимо обеспечить, например, при поддержке Образовательного центра Альтернатива http://edualt.ru/kadrovik-praktik. В частности остро встанет вопрос об учебно-методической и дидактической обеспеченности образовательного процесса.
В образовательных организациях обучаются разные категории детей, поэтому диапазон содержательных линий школьного образования должен быть предельно широким, соответствовать возможностям и нуждам всех обучающихся с ОВЗ, включая как полное среднее образование, так и возможности для развития на протяжении всего школьного возраста важнейших жизненных навыков совместно с близкими людьми.
Необходимо учитывать особые потребности, характеризующиеся индивидуальностью обучения и временной организацией образовательной среды. Также необходимо максимально раздвинуть развивающее пространство за рамки учебного учреждения, не ограничивая его школой.
Стандарт предлагает различные варианты обучения детей с ОВЗ (их разработано 4). Каждый рассматривается как системная характеристика требований к степени результативности обучения, структуре образовательной программы, условиям обучения в обрисованном диапазоне образовательных надобностей и возможностей несовершеннолетних с ОВЗ.
Региональное министерство образования и науки совместно с Институтом развития образования Краснодарского края разработало план мероприятий по введению ФГОС начального основного образования учащихся с ОВЗ и Стандарта обучения детей интеллектуальными нарушениями, в их числе организационное, кадровое и информационное обеспечение, методическое сопровождение, мониторинг. Для апробации Стандарта сформирован перечень пилотных площадок.
Основным результатом образования детей с ОВЗ является их общекультурное и личностное развитие. Надеемся, созданные в школах организационные и методические условия обучения и воспитания «особых» учащихся будут способствовать его достижению.
|