Похлебаева М.Б.
Дизайн-образование своими корнями уходит в систему художественного образования, которая формировалась развивалась и обогащалась новыми знаниями на протяжении не одного столетия. В итоге выкристаллизовалась такая форма обучения, где теория и практика идут рука об руку, где методология неразрывна с прогрессом и меняется вместе с течением времени.
К примеру, любое изготовление мебели напрямую зависит от смелых решений дизайнера. Рассматривая это утверждение подробнее можно заметить, что чем искуснее выполнен дизайн-проект изделия, тем на него выше спрос и, соответственно, цена.
Ключевым фактором процесса становления и развития дизайнерского образования является эволюция проектирования. Оно превращается в самостоятельную область творчества, постепенно отходя от производства. Приобретает свои цели и задачи, специфические профессиональные методики.
В средневековье у ремесленника не возникало вопросов и интереса к формообразованию предмета, так как он поступал к нему в качестве канона. Теоретическая разработка не входила в круг работ мастера–ремесленника. Изменения предмета носили фрагментарный индивидуальный характер и проявлялись в усовершенствовании конструктивной основы либо авторской технике исполнения. Система обучения, а правильнее сказать подготовки профессиональных ремесленников этой эпохи была основана на наглядности. Передача знаний происходила по средствам повторения того, что делал мастер прямо в процессе работы. Мастер учил ученика, ставя его «лицом к делу». Отдельно демонстрировались инструменты с кратким устным сопровождением по способам их использования. Никаких теоретических разработок и научных основ обучения ремесленному мастерству не существовало. Все это ставило ученика в пассивную позицию, отсутствия возможности развития.
В эпоху возрождения произошло преобразование изобразительного искусства, в самостоятельную отрасль, что привело к изменению самого процесса обучения. В профессиональной подготовке скульпторов, архитекторов, живописцев возникает необходимость разделения курса на теоретическую и практическую части. В свою очередь это способствует осознанию необходимости создания специальных программ и методических приемов. Основная часть этой теоретической работы осуществляется уже в академиях художеств, которые начинают формироваться с конца XVI века. В период Нового времени происходит становление понятия проектирование, его отделение от художественного творчества и определения как технический род деятельности. В ретроспективном взгляде на эпоху Возрождения можно сказать, что это исторически переломный момент перехода «от канона к проекту».
Скачать статью полностью
|