Полезная информация
✪✪✪✪✪ Достижения Проекта
Лицензия Creative Commons

Политика конфиденциальности проекта
Хостинг от uCoz

Интересное образование

Главная » 2014 » Июнь » 11 » Опросник для измерения латентной переменной "Уровень патриотизма школьников"
Опросник для измерения латентной переменной "Уровень патриотизма школьников"

М. Б. Солодкий

В настоящее время в сознании российского общества возрождается традиция обращать внимание на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и готовности не только требовать что-то от своей страны, но при необходимости и отвечать за нее, т. е. быть настоящим, политически активным, способным действовать во благо России человеком. В школьном возрасте это уже немало — ведь именно на таких гражданах держится сила и величие государства.

Уже 3 года (Работа написана в 2009 г.) в России действует Программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы”. Над данной Программой сообща работали Министерство образования и науки, Министерство культуры, Министерство обороны и Минэкономразвития, общественные организации, творческие союзы, а также ведущие религиозные конфессии РФ. Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, а потому доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных объединений, союзов и организаций по их собственной инициативе. Это объемный документ, в котором учтена не только сметная стоимость воспитательных работ, но и методика измерения уровня патриотизма.

Последнее очень важно, так как при измерении уровня патриотизма обычно используется традиционная парадигма многоаспектного описания. Параметры, используемые в этих процедурах, рассматриваются как различные аспекты уровня патриотизма. В результате мы получаем многоаспектную оценку, которую нельзя выразить одним числом, хотя фактически измеряется только одна переменная — “уровень патриотизма”. Такие многоаспектные оценки трудно анализировать и сравнивать, поскольку неизвестно какой вес приписывать тем или иным аспектам

Вышесказанным определяется актуальность данной работы, основной целью которой явилась попытка разработки опросника для измерения латентной переменной “уровень патриотизма школьников”.
Эта работа необходима для решения ряда важных задач:

  1. объективного оценивания уровня патриотизма школьников;
  2. оценки совместимости набора индикаторных переменных (оценка эффективности опросника);
  3. оценки эффективности проводимых мероприятий и программ, направленных на увеличение уровня патриотизма в школе.

Уровень патриотизма определяется операционально — с помощью набора индикаторных переменных. Фактически каждая из индикаторных переменных характеризует один из аспектов уровня патриотизма. Измерения латентных переменных необходимы, прежде всего, для более точного уяснения смысла латентной переменной. Поскольку латентная переменная задается набором индикаторных переменных, то очень важно проверить — насколько они совместимы, т. е. в какой степени они определяют одну и ту же латентную переменную. Если индикаторные переменные совместимы, то они могут быть использованы для измерения латентной переменной.

В данной работе использовалась методика измерения латентных переменных на основе модели датского математика Георга Раша, что позволило измерить уровень патриотизма испытуемых в линейных единицах.

Исходные данные: материалы для оценки уровня патриотизма были получены при тестировании учащихся 5—9 классов (N = 29) Муниципального общеобразовательного учреждения Основной общеобразовательной школы № 50 х. Верхнего Славянского района Краснодарского края 4—5 сентября этого года.

Теоретической базой данного исследования явилась работа Георга Раша “Probabilistic models for some intelligence and achievement tests”, а также работы отечественных ученных, посвященные вопросу измерения латентных переменных в социальных системах.

Автор выражает благодарность педагогическому коллективу и администрации школы № 50 и лично Н. И. Левченко и Е. В. Слабой, а также доктору технических наук, профессору А. А. Маслаку за оказанное содействие в работе.

Опросник для оценки уровня патриотизма учащихся разработан лабораторией “Объективных измерений” Славянского-на-Кубани государственного педагогического института (ЛОИ СГПИ). При разработке опросника для оценки уровня патриотизма учащихся ЛОИ СГПИ опиралась на представления о патриотизме молодого поколения: опросник для учащихся, состоящий из 40 пунктов, был разработан при участии студентов СГПИ и отражал представления о патриотизме, по меньшей мере, 30 респондентов. Изначально каждая индикаторная переменная для измерения латентной переменной “уровень патриотизма школьников” (пункт опросника) имела четыре варианта ответа:
1 — сильное согласие (конечно, да);
2 — слабое согласие (скорее да, чем нет);
3 — слабое несогласие (скорее нет, чем да);
4 — сильное несогласие (конечно, нет).

В дальнейшем по просьбе учителей и с учетом особенностей среднего школьного возраста (5—9 классы) варианты ответов были сведены к дихотомической шкале, где 0 — нет, а 1 — да, или наоборот, так как при этом учитывалось направление индикаторной переменной.

В ходе работы выяснилось, что не все индикаторные переменные оказались совместимыми, и часть их была отброшена. В большей же части опросник может рассматриваться как измерительный инструмент, который в дальнейшем должен быть расширен за счет включения новых вопросов и экспериментально выверен. То есть очевидно, что рассмотренные индикаторные переменные можно дополнять и корректировать и таким образом уточнять смысл понятия “уровень патриотизма школьников”.

Отметим и тот факт, что полученные с помощью данного опросника результаты измерения уровня патриотизма учащихся могут быть использованы для узко-аспектной оценки качества профессиональной деятельности классных руководителей школы (аспект патриотического воспитания), что — с учетом перехода школ Краснодарского края на новую модель оплаты труда — приобретает все большее значение.

Литература

  1. Анисимова Т. С., Маслак А. А., Давлетова А. И., Гайдукова С. С., Ромахова С. П., Поздняков С. А. Измерение латентных переменных “уровень тревожности”, “уровень лидерских качеств”, “уровень одиночества” в рамках программы “школа лидеров”// Материалы Восьмой всероссийскойнаучно-практической конференции “Теория и практика измерения латентных переменных в образовании” (22-23 июня 2006 г.). — Славянск-на-Кубани, 2006. — С. 6—17.
  2. Маслак А. А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах. — Москва, 2006.
  3. Маслак А. А., Давлетова А. И., Воловая Т. А., Минакова Г. А., Чернодуб В. Ф. Исследование толерантности студентов в зависимости от их факультета и пола// Материалы Восьмой всероссийскойнаучно-практической конференции “Теория и практика измерения латентных переменных в образовании” (22-23 июня 2006 г.). — Славянск-на-Кубани, 2006. — С. 17—26.
  4. Маслак А. А., Минакова Г. А. Разработка опросника для измерения  латентной переменной “Уровень патриотизма”// Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и студентов. 28 марта — 3 апреля 2007 г. Вып. 6. — Славянск-на-Кубани, 2007. — С. 203—206.
Категория: Интересное образование | Просмотров: 2853 | Добавил: maxi | Теги: латентная, патриотизм, Переменная, измерение, учащиеся | Рейтинг: 5.0/2

Живой журнал Методичка рекомендует:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы в соцсетях!