Мы, учителя, являемся свидетелями и участниками кардинальных преобразований, происходящих в современной школе. Вследствие стремительного научно-технического прогресса и изменений потребностей общества меняется процесс обучения и подход к нему. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. В частности, согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту РФ, изучение иностранного языка в школе должно быть направлено, прежде всего, на формирование коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации в современном поликультурном мире. Немаловажно также и развитие личности ученика с помощью воспитательного потенциала иностранного языка. Он должен владеть не только пороговым уровнем в основных видах речевой деятельности, но и знаниями о социокультурной специфике стран изучаемого языка и уметь строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике.
Однако, это очень непросто - овладеть коммуникативной иноязычной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка. К тому же, в новых условиях обучения школьников традиционные образовательные средства зачастую оказываются недостаточно эффективными. Данная проблема дала начало поиску более эффективных средств обучения, которые, наряду с традиционными, использовались бы постоянно, систематически и помогали создавать реальные и воображаемые ситуации общения на уроке.
Слушать речь носителей языка, видеть их в условиях, максимально приближенных к реальности, расширять кругозор безусловно позволяют аутентичные видео- и аудиоматериалы. Сегодня информационные компьютерные технологии позволяют использовать данные средства обучения в любое удобное время и в удобной форме, и не считать это чем-то из ряда вон выходящим.
Таким образом, системное, постоянное использование аутентичных художественных фильмов и песен является эффективным средством развития коммуникативной компетенции учащихся среднего и старшего звеньев на уроках английского языка.
На сегодняшний день в имеющихся по данному вопросу информационных источниках рассматриваются отдельно взятые фильмы и песни. Однако, два-три фильма и четыре-пять песен не принесут желаемого результата. Необходим системный подход в использовании упомянутых средств обучения в образовательном процессе. Данная мысль послужила началом поиска и дальнейшего составления видеотеки аутентичных художественных фильмов и аудиотеки песенных композиций на английском языке, которые бы полностью соответствовали тематике и содержанию используемого в школе учебно-методического комплекта и календарно-тематическому планированию. Отбор аудио- и видео-материалов подразумевал их соответствие следующим критериям:
- аутентичность;
- языковое содержание;
- соответствие уровню владения языком;
- социо-культурная значимость;
- соответствие возрастной категории;
- соответствие интересам школьников.
Процесс оказался трудоемким. Особенно долгой по времени являлась предварительная работа с фильмами. Как известно, они отличаются большой временной протяженностью. Поэтому иногда, взяв на себя ответственность, необходимо было смонтировать уже отобранный материал с помощью компьютерной программы так, чтобы видео, не теряя смысла и художественной ценности, представляло собой законченный продукт и соответствовало 40 (1 урок) или 80 (2 урока) минутам. Либо же внимание уделялось особо значимому с точки зрения темы отрывку.
В итоге, систематизировав отобранный и подготовленный аудио- и видеоматериал, мы имеем следующую базу данных для среднего и старшего звеньев.
|