Актуальность данной темы объясняется тем, что в настоящее время большое внимание уделяется обучению и воспитанию младших школьников в соответствии с современными ФГОСами. Безусловно, социального воспитания младших школьников ведется во всех образовательных учреждениях, но в работе с младшими школьниками есть своя специфика. Она заключается в особенном подходе к детям, в учете их психолого-педагогических особенностей.
Именно поэтому основные направления в социальной работе с младшими школьниками должны быть ориентированы на сохранение и укрепление здоровья ребенка, на приобщение младших школьников к здоровому образу жизни; на пропаганду здоровье сберегающей деятельности в школе; на совершенствование системы физического воспитания и формирования стремления к ЗОЖ на основе реализации индивидуального подхода к младшим школьникам.
Теоретическими основаниями данной темы являются работы классиков социологии: Э. Дюркгейма, Д. Гумпловича, М. Вебера, Е. де Роберти, Г. Спенсера. К этой проблеме вплотную подошли Т.М. Можаева, В.Д. Гончаров, Н.И. Новичкова, В.И. Ивлев и др.
Направления социального воспитания младших школьников
Эффективными в данном случае могут быть следующие направления воспитательной деятельности по формированию социальной адаптированности обучающихся начальных классов:
- специальные социальные проекты и программы, ориентированные на увеличение объема информации о культуре и истории русского народа и народов России (например, в контексте функционирования национальных культурных центров – башкирской, татарской и русской, детских и молодёжных общественных объединений, краеведческих клубов, организаций историко-культурной, философской и этнографической направленности по созданию поликультурной образовательной среды);
- социальные проекты и программы, ориентированные на повышение общего уровня культуры обучающихся общеобразовательных учреждений (например, проведение уроков нравственности, «дней открытогосердца», тематических встреч в классах и среди параллелей с приглашением известных и успешных науки (например, социологов,психологов, педагогов, этнографов, философов и др.), культуры (например, художников (известных в Уфе или в городах Республики), актеров, писателей (в Уфе очень интенсивно развивается современная проза, творят множество поэтов и драматургов), музыкантов, журналистов и др.), общественных и религиозных деятелей, сотрудников органов здравоохранения (врачи поликлиник, психологи)и правопорядка (участковые, представители детской комнаты полиции);
- специализированные социальные проекты и программы, ориентированные на исследование традиционной культуры русского народа и черт национального характера (особенный потенциал в этой ситуации представляют праздники – Масленица, Рождество и др.);
- интересные социальные проекты и программы, ориентированные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе нравственного и духовного формирования личности (в стране (можно предложить детям искать друзей по переписке, Интернету), в мире, в республике).
Также для всестороннего социального воспитания младших школьников эффективно использовать потенциал внеурочной деятельности, во время которой могут проводиться специальные занятия по «групповым» занятиям рисованием, лепкой, аппликацией, музыкой. Также неотъемлемой частью социального воспитания младших школьниковдолжны стать регулярными такие мероприятия, как: посещение интересных театральных постановок (балет, спектакль), цирковых представлений, просмотры кинофильмов, посещение музеев, выставок и т.д.[3, с. 79]
Например, прочитав определенное актуальное произведение на уроке «Литературное чтение», ребенок может посетить театральную постановку по данному произведению или посмотреть хорошую экранизацию. После эффективным этапом будет провести анализ посещенного мероприятия. Посещение разного рода мероприятий должно проходить регулярно, но не очень часто, чтобы ребенок успел испытать потребность в посещении интересных мероприятий.
В сфере социального воспитания также очень важно предоставлять детям определенную свободу мыслей и действий. Ребенок должен уметь понимать и объяснять, почему и чем привлекло его то или иное событие или явление, на что он, в первую очередь, обратил внимание. То есть следует формировать у детей умения воспринимать и анализировать происходящие вокруг него ситуации.
Кроме того, для формирования социально развитой личности определенное внимание следует уделять самостоятельной работе младшего школьника. Например, ученик, став свидетелем определенного общественного события или явления, может дома написать небольшой отзыв о нем или ответить на предложенные учителем вопросы по ситуации.
В идеале реализация социальной работы с младшими школьниками должна опираться на определенный план таковой деятельности или Программу социальной работы с младшими школьниками. Она должна быть построена с учетом возрастных особенностей, физического и психического развития таких детей, с учетом их способности овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками по вышеуказанным аспектам.
Социальная работа с учащимися младшего звена должна включать в себя основные четыре направления:
- Направление «Мое здоровье». Оно направлено на формирование знаний о ЗОЖ и потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. [1, с. 43].
- Направление «Спорт – этомоя жизнь». Это направление преследует целью укрепление здоровья младших школьников и совершенствование их физического развития. Такое направление реализуется в основном посредством проведения разного рода спортивных, оздоровительных мероприятий.
- Направление «Мой выбор». Оно направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения к жизни у детей. Полноценно мероприятия этого направления реализуется в работе с учащимися среднего звена и старшего звена, но и с младшими школьниками важно говорить об опасностях, которые таят в себе «вредные» привычки.
- Направление «Я познаю себя». Это направление должно быть ориентировано на формирование у младших школьников позитивного отношения к самому себе, стремление к самовоспитанию и самодисциплине, формирование правильных привычек, принципов рационального питания.
Показатели результативности социального воспитания младших школьников
Ожидаемые результаты реализации целей и задач социальной работы с младшими школьниками выражаются в следующих показателях:
- младшие школьники должны в результате социальной работы оперировать понятиями «здоровый образ жизни», «здоровье», «гигиена», «личная гигиена», «принципы питания».
- дети должны познакомиться с принципами правильного питания и основами сбалансированного меню.
- дети должны понимать значение гигиенических процедур для здоровья.
- младшие школьники должны быть ориентированы на выполнение комплексов упражнений для утренней гимнастики и для разминок на занятиях.
- дети должны понимать последствия полезных и вредных привычек: они должны иметь полное представление о вредном влиянии курения и алкоголизма на здоровье.
- дети должны уметь принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном: говорить «нет» в опасных для жизни и здоровья ситуациях[2, с. 19].
|