Главная » 2016»Июнь»16 » Диагностика индивидуального развития младшего школьника
Диагностика индивидуального развития младшего школьника
В материалах ФГОС определяются требования к результатам основных образовательных процессов начального общего образования, где основным показателем качества и результативности образовательных результатов является индивидуальное прогрессивное развитие каждого ученика начальной школы. Поэтому возникает потребность в диагностике индивидуального прогресса в развитии каждого ребенка.
Анализ концепции исследователей в отечественной педагогике и психо-логии показал, что при исследованиях на разных возрастных этапах развития ученика целесообразно исходить из:
возрастных новообразований;
ведущего вида деятельности;
социальной ситуации;
развития каждого ученика.
В данной Выпускной Квалификационной Работе, распечатанной в типографии Новый Формат, исследуется младший школьник, у которого ведущим видом деятельности выступает учебная деятельность; у младшего школьника происходит активное развитие: мотивации, учебных задач, учебных действий, контроля и самоконтроля, анализа и самооценки, рефлексия. Так как в учебной деятельности у младшего школьника происходит активное развитие возрастных новообразований: внутренний план действий, произвольность мыслительных процессов и поведения, актуализируются мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация по заданному признаку и по самостоятельно найденному признаку, сравнение, ассоциативность процесса и др.
В современной педагогической практике в контексте ФГОС начального общего образования учитель начальной школы выполняет социальный заказ государства в системе образования, он должен осуществить мониторинг индивидуального прогрессивного развития ребенка. Для ведения мониторинга необходимо проводить диагностику индивидуального развития.
В процессе диагностики индивидуального развития каждого ученика 4 класса исходили из концепции предложенной Л.С. Выготским. В его концепции индивидуальный процесс рассматривается на III уровнях:
I уровень- формальный (репродуктивный) ориентация на внешние ориентиры (запомнить - воспроизвести). Действие на воспроизведение по образцу.
II уровень- рефлексивный - понимание существенных отношений. Действие на понимание, «Целевые ориентиры - понимание».
III уровень- функциональный - действие в смысловом поле. (Ребенок выходит за рамки способов и преобразует ситуацию).
Описанные уровни положены в основе построения тестирования SAM. Уровням освоенности способов действия были приведены в соответствие индикаторы. В создании предметного тестирования каждому относительно целостному разделу учебной дисциплины разрабатывались блоки с задачами. Каждый блок состоит из 3 типов задач разного уровня. Блок задач служит детектором, выявляющим уровень присвоения соответствующего предметного материала (определяется по самой трудной задаче блока, которую решил тестируемый). Совокупность блоков, покрывающая основные разделы учебного предмета, позволяет выявить внутреннюю картину его присвоения учащимися.