Полезная информация
✪✪✪✪✪ Достижения Проекта
Лицензия Creative Commons

Политика конфиденциальности проекта
Хостинг от uCoz

Интересное образование

Главная » 2017 » Июль » 10 » Проблемы преодоления неуспеваемости
Проблемы преодоления неуспеваемости

Проблемы преодоления неуспеваемости в младшем школьном возрасте

Информационная статья

Автор: Казюлина Кристина Андреевна, учитель начальных классов в МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Тамбовской области

Аннотация. В данной статье рассматриваются учебная деятельность как основной фактор психического развития младшего школьника и проблема преодоления неуспеваемости в младшем школьном возрасте.
Abstract. This article considers educational activity as the main factor of a junior schoolchild's mental development and discusses the problem of overcoming poor progress in primary school age.

Ключевые слова: учебная деятельность, неуспеваемость, проблемы преодоления неуспеваемости, младший школьный возраст.
Key words: educational activity, poor progress, problems of overcoming poor progress, primary school age.

В начальной школе закладываются основы будущего образования ребенка, основы его интеллектуальной деятельности. Такие базовые навыки как навык чтения, письма, вычисления, умения работать с книгой, в дальнейшем будут определять характер и успешность обучения [1]. Если ребенок уже в начальных классах значительно отстает от своих  ровесников, не усваивает учебную программу, то в дальнейшем он вряд ли окажется  в числе успешных учеников. Многие возможности, в частности, возможность получить высшее образование будут для него закрыты. Итак, успешность или неуспешность ребенка на начальном этапе обучения во многом  определяет его будущую судьбу[ 5].

К сожалению, уже в начальных классах мы сталкиваемся с явлением  неуспеваемости. Каковы же ее основные причины?

Состояние здоровья ребенка.

Скрытые или явные заболевания значительно ослабляют жизненный тонус ребенка, снижают концентрацию внимания, интеллектуальную активность. Больной ребенок часто прибывает в состоянии астении, т.е. хронической ослабленности, поэтому для повышения эффективности учебной деятельности надо прежде всего позаботиться о здоровье ребенка.

Слишком раннее начало обучения.

Ребенок не достиг школьной зрелости, проявляет большую инфантильность в поведении, не слушает учителя, не может управлять своим вниманием, не способен к длительному сосредоточению, да и, не желает этого делать [3].

Сильное отставание ребенка на фоне хорошо подготовленных других детей.

Бывает так, что  в классе подбираются очень сильные ученики ( иногда это делает сам учитель). Практически все дети хорошо читают, легко вычисляют не только в пределах 10, но и за его пределами, у них хорошо развиты речь, навыки письма, кругозор. На этом фоне менее подготовленный ребенок, будет выглядеть « белой вороной», чувствовать дискомфорт, и, возможно, приобретет  комплекс неполноценности. Учитель не сможет все время заниматься с этим учеником, когда класс  легко и быстро идет вперед, успешно усваивая  учебную программу.

Негативное отношение ребенка к учителю, к одноклассникам.

Человек – это часть социальной среды. Его самочувствие во многом зависит от того, как к нему  относятся: принимают, любят или проявляют неприязнь. Ребенок очень  остро чувствует негативное отношение к себе, поэтому если по какой – то  причине отношения с учителем не сложились, ребенок будет страдать и вряд ли полюбит учебу. Как правило, если ребенок любит учителя, то он любит и предмет, который этот учитель преподает. И, наоборот, неприязнь к учителю распространяется и на его предметы [4].

Важны и отношения с одноклассниками. Ребенок – изгой воспринимает  свое нахождение  в классе, как муку. Отрицательный фон настроения резко снижает эффективность учебной деятельности или полностью блокирует ее [2].

Недостаточная квалификация учителя.

Как правило, профессиональная пригодность учителя проверяется в ходе аттестации, его деятельность контролирует школьная администрация. Но, тем не менее. И среди учителей встречаются люди, которые не справляются  с выполнением профессиональных задач. Если таким педагогам достается очень подготовленный класс, то дети  усвоят программу, в основном, благодаря  своим собственным способностям и стараниям родителей, но не благодаря учителю.

Но если класс сложный, недостаточно подготовленный, то учитель, не обладающий достаточной квалификацией, не сможет изменить ситуации,  не достигнет положительных результатов.

Неблагоприятные семейные условия.

К сожалению, есть семьи, в которых нормальная учеба ребенка является весьма проблематичной. Это семьи, где родители страдают психическими отклонениями, где встречаются алкоголизм и наркомания. Где наблюдается полное безразличие к жизни ребенка. Такие родители часто не только не заботятся об учебе, но даже не заботятся об элементарных потребностях ребенка, не ухаживают за ним. Больше того, есть случаи крайне агрессивного, бездушного отношения к детям. Конечно, в этих случаях может идти речь о лишении родительских прав. Поэтому, прежде чем ругать ребенка за плохую успеваемость, надо разобраться в его семейной ситуации [6].

Во время педагогической практике мне приходилось наблюдать случаи неуспеваемости. И именно вышеперечисленные случаи неуспеваемости и являлись причинами. ( В ходе индивидуальных бесед было выявлено следующее: в каких – то случаях родители мало интересуются жизнью ребенка, в других требуют от него тех результатов, на выполнение которых у него просто  нет сил. Было и такое, что ребенок  не успевает в учебе из – за натисков со стороны одноклассником; из – за нежелания учиться).

Вывод:В этой статье мы не ставим задачу раскрыть методы и конкретные приемы работы с неуспевающими детьми. В данном случае мы обратим внимание на то,что  такой работе должна предшествовать  серьезная психолого – педагогическая диагностика, позволяющая  выявить главные причины неуспеваемости и наметить  конкретные пути учебной и психо-коррекционной работы. 

Список литературы

  1. Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе/Л.А. Венгер. – М.: Академия, 2014. –  216с.
  2. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. – М.: Издательство, 2000. – 208с.
  3. Журавлев, Д. Проблема школьной неуспеваемости: как ее решать? / Д. Журавлев // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 100 –108.
  4. Локалова, Н.А. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика : учеб.пособие – хрестоматия для студ. пед. спец. / Н.А. Локалова. – СПб.: Питер, 2009. – 363с.
  5. Поливанова, К. Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: Диагностика и коррекция / К.Н. Поливанова. – М.: Генезис, 2003. – 271с.
  6. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368с.
     

 

Категория: Интересное образование | Просмотров: 1537 | Добавил: administrator | Теги: родители, ребенок, Школа, начальный, школьник, Младший, обучение, здоровье | Рейтинг: 0.0/0

Живой журнал Методичка рекомендует:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы в соцсетях!