Постижение профессии педагога начинается обычно в начале жизненного пути. В учебные заведения педагогического профиля приходят совсем юные люди, несущие с собой молодежную субкультуру, которая перенасыщена жаргонизмами, американизмами, ненормированной лексикой и формирует пренебрежительное отношение к речевым традициям России. Зачастую будущие педагоги испытывают затруднения при изложении своих мыслей, нарушая логическую конструкцию и проигрывая в выразительности речи. Трудно осуждать их за это, поскольку их речевое окружение в жизни, формируемое старшим поколением, средствами массовой информации также бедно, нелепо и разрушительно. Россия отождествляется во всем мире с традициями высокой культуры, одним из проявлений которой является художественная литература. Классические литературные произведения как хранилища образцов грамотной и выразительной русской речи являются важным средством формирования речевой культуры юношества. Исследование речевого и языкового оформления объяснений в любви героев сказок А. С. Пушкина, вызывая несомненный интерес молодого человека, поможет обратить его внимание на особенности художественного стиля поэта, красочность и свободу словотворчества.
Обращаясь к жизни поэта, читая воспоминания о нем, понимаешь, что любовь и Пушкин, Пушкин и любовь это нечто тесно связанное между собой и отраженное в творчестве поэта много раз. Любовь помогала поэту найти сюжет для своих произведений, раскрыть свой внутренний мир. В его произведениях любовь многогранна: любовь к близким людям, к семье, любовь к женщине, любовь к простому народу и, наконец, любовь к Родине. Это великое чувство помогло Пушкину овладеть красотой русского языка, научиться просто и глубоко излагать свои мысли, сделала его нежнее и добрее, научила уважать старость, научила сострадать и боготворить.
Творчество поэта пронизано сюжетами, где главным действующим лицом является любовь. Даже сказки Пушкина, как и его проза, стихи и поэмы, затрагивают тему любви. Страницы любовных объяснений есть в сказках «О царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «О золотом петушке», «О мертвой царевне и о семи богатырях». Тема любви в сказках затрагивается очень деликатно и осторожно, сцены любви не многословны, а, по сути, очень проникновенны, хотя и коротки.
Так в сказке «О попе и о работнике его Балде» короткое замечание о том, что Поповна о Балде лишь и печалится, создает образ влюбленной девушки, тайно вздыхающей о предмете своей любви и не решающейся на более активное проявление своих чувств. Это любовь – томление, любовь – мечта.
Даже страшное потрясение от лицезрения смерти сынов не смогло сгладить впечатление от тихой встречи царя Дадона с Шамаханской царицей. Он умолк, как птица ночи перед солнцем, беспрекословно повинуясь ее желаниям.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей, безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон.
Любовного диалога между героями не происходит, но читатель живо представляет обольстительницу–девицу, точно зная, что ее чувства не искренни, а красота чародейственна и используется как смертоносное оружие.
Сказка о царе Салтане пронизана темой любви от начала до конца и посвящена истории одной семьи. Известный всем разговор трех девиц в светлице за рукоделием оканчивается у Пушкина предложением руки и сердца:
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица,
Говорит он, - Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Некоторый оттенок прозаичности в отношениях героев оправдан житейской мудростью: главный итог любовных взаимоотношений – создание семьи и рождение детей. Вот и молодая царица «дела вдаль не отлагая, с первой ночи понесла». Теплоту и нежность отношений супругов Пушкин подчеркивает короткой фразой. Отправляющийся на войну царь Салтан наказывает жене
«себя поберечь, его любя».
Возмужавший князь Гвидон, как когда-то и его отец, сердцем чувствует необходимость женитьбы:
Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу
Не женат лишь я хожу.
Помолчав и подумав, царевна Лебедь предупреждает Гвидона, что «жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь». Изречение звучит как народная пословица, хранительница мудрости и житейского опыта. Страстная душа Гвидона готова идти за прекрасною царевной хоть за тридевять земель, но счастье оказывается совсем рядом. И князь, не нарушая православных традиций, ведет будущую жену к матушке, где оба просят родительского благословения. Сказочный рефрен: «Стали жить да поживать, да приплода поджидать» вновь оборачивается житейской мудростью. Юные читатели или даже слушатели сказок А.С. Пушкина невольно постигают азы семейной жизни, заключенные в любви и согласии, взаимном уважении и послушании старшим, радости рождения детей.
Жертвенная любовь, любовь – спасительница – главная идея сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» и сказочной поэмы «Руслан и Людмила».
В сюжетах этих произведений много схожего: тема любви и зависти, вмешательство в счастье молодых темных сил, поиски женихом пропавшей невесты и счастливое завершение истории свадебным пиром. Пламенная любовь будущих супругов возвращает к жизни уснувших мертвым сном княжну и царевну. Финалы сказок иллюстрируют библейскую мудрость о том, что любовь животворит. Торжественно, мощно и полногласно звучит в сказках А.С. Пушкина тема всепобеждающей любви.
Многообразные проявления речевой культуры свидетельствуют о сущности внутренних личностных установок. События современной жизни зачастую обусловлены бездуховностью людей, падением нравов, попранием норм общественной морали. Анализ поступков героев пушкинских сказок обращает юных читателей к осмыслению нравственных традиций семейного воспитания Руси православной, истинного предназначения женщины и мужчины, уважительного отношения и послушания старшим, а также веры в победу добра над злом в жизни по канонам сказочного жанра.
|