Еще со времен советской школы, так и по сей день, музыкальное воспитание в ней являлось очень важной и неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой, духовной и многогранной личности. Поэтому всегда наряду с обязательными общеобразовательными предметами значительное место в образовательном процессе занимают разнообразные формы внеурочных занятий музыкой. Здесь и работа по различным программам, работа всевозможных кружков, музыкальные праздники и концертные выступления учащихся перед родителями или учащимися своей школы. Раньше, в советской школе, вся внеурочная деятельность четко была разделена на две формы: первая форма – это массовая, ко второй форме относится кружковая работа. Теперь мы рассмотрим обе эти формы.
Массовые формы внеурочной музыкальной деятельности говорят о том, что основной задачей этой работы является охват наибольшего количества детей, не требуя от них каких-либо особых способностей, специальных знаний и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом музыкальном мероприятии вообще не требует от детей никакой подготовки. Определенная подготовка нужна для участия в любом деле, только суть ее может быть весьма различной. Под массовыми формами музыкального воспитания детей понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки музыкальных данных учащихся, уровня их музыкальной подготовки. Они эпизодичны, не предусматривают постоянных музыкальных занятий. Достаточно простого желания и интереса – и обучающийся становится действующим лицом конкретного мероприятия. Создание заинтересованности, желания быть участником этого действия – главная движущая сила его подготовки. Основными мероприятиями массовых форм внеурочной деятельности являются.
Лекции, концерты для школьников разных возрастных групп, коллективные посещения театров, кинотеатров, спектаклей, организация и проведение массовых музыкальных праздников, конкурсов, смотров. Выполняя музыкально-просветительские задачи, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей, имеющих незаурядные музыкальные данные, пробуждают или углубляют их музыкально-эстетические чувства и желания.
Художественная самодеятельность
Особое место занимает детская массовая художественная самодеятельность: проводятся многочисленные смотры, конкурсы, праздники. Часто проводились конкурсы танцевальных коллективов. Это были праздники музыки и танца. Эти мероприятия проводились в несколько этапов. Проводились творческие отборы на местах. В финалы конкурсов пробивались лучшие из лучших. Они проводились в областных центрах. Лучшие коллективы премировались прекрасными подарками, зачастую творческими зарубежными поездками. Тоже самое было и в хоровом творчестве.
Собирались даже прекрасные многочисленные сводные хоры, число участников исчислялось тысячами. Самые талантливые становились профессионалами. Это была прекрасная школа воспитания не только выдающихся артистов, но и просто воспитание любви к родной русской национальной музыкальной культуре.
Очень важным элементом массовой формы музыкального воспитания являются лекции-концерты. Циклы бесед на различные связанные с музыкой темы проводят в школах, концертных залах и на телевидении, но к сожалению в последнее время очень редко. Конечно, степень активности слушателей лекций и участников музыкальных смотров, конкурсов – различна, хотя их и объясняет массовость, возможность приобщения к музыке практически каждого желающего. В связи с этим организация и проведение каждого такого мероприятия имеют свои отличия. Подготовка, например, к районному празднику военной песни, требует тщательного продумывания участниками всех деталей: исходя из поставленной цели, содержания репертуара.
Лекция-концерт требует меньших усилий со стороны коллектива преподавателей школы, хотя учащиеся должны быть элементарно подготовлены: знать биографию композитора, историческую эпоху, культурную жизнь общества той эпохи. Это необходимо для полноценного восприятия программы лекции, концерта. Перед посещением оперного спектакля или коллективным просмотром фильма-оперы полезно познакомить школьников с музыкальными характерами основных героев. При определении темы лекции-концерта учитывается возраст учащихся, их общее музыкальное развитие, т.к. свое воспитательное воздействие музыка может осуществить лишь тогда, когда вызывает эмоциональный отклик, интерес слушателей.
Хоровые кружки
Помимо массовых форм существуют и кружковые формы музыкальной работы. Внеурочная музыкальная работа в школе существует путем организации кружков – хоровых, фольклорных, сольного пения, инструментальных. В последнее время в основном работают лишь хоровые и фольклорные коллективы. Вступление в тот или иной кружок происходит в основном при наличии желания со стороны учащихся. Даже хоровые кружки, куда ранее принимались только те дети, которые обнаружили прекрасные данные – музыкальный слух, голос, чистую интонацию, в настоящее время часто комплектуются без особого отбора. Практика доказала, что у каждого нормального здорового ребенка, при его интересе к занятиям, можно развить все музыкальные способности, включая и певческий голос. Однако это не означает полного игнорирования руководителями кружков тех природных данных, какими обладают дети. При умении руководителя увлечь и заинтересовать детей заниматься музыкой даже при наличии посредственных данных можно достичь неплохих результатов.
Во все времена наиболее распространенными в школе были хоровые кружки. В последние годы их значительно потеснили кружки современных и эстрадных танцев. Очень сильно уступили им инструментальные кружки: народные инструменты, фортепиано, оркестр народных инструментов. Потому, что для занятий желательно иметь дома свой инструмент, а также для того чтобы добиться какого-либо результата необходимо много заниматься.
Даже такой очень популярный у детей инструмент как гитара, становится не очень любимым после начала серьезных занятий. Только при наличии страстного желания научиться играть на инструменте к учащемуся придет успех.
Хоровые кружки прежде всего определяются разновозрастным составом детей. Чаще всего хоры младших классов объединяют учащихся начальных классов (1-3 классы), подростки составляют либо один хор (4-7 классы), либо подразделяются на два: 4-5 классы и 5-7 классы. Будучи неоднородными по возрасту участников, эти коллективы могут оказаться более однородными по уровню музыкального развития, чем участники классного хора. Если на уроке пение – это один из видов деятельности и на него приходится не так уж много времени, то в хоровом кружке – это основная цель, то ради чего все собрались. Конечно, и здесь приходится тратить время на развитие навыков восприятия музыки, обучение музыкальной грамоте, но вокально-хоровая работа требует не только специального внимания, но и систематического обучения. Интерес детей именно к пению позволяет руководителю хора выдвигать более высокие требования при формировании таких хоровых навыков как чувство ансамбля, строя, добиваться большей слаженности, гибкости, управляемости – всего того, что характеризует коллектив с наилучшей стороны.
Огромное значение при работе с любым хоровым коллективом имеет правильно подобранный репертуар. Если произведения, которые исполняет хор, нравятся участникам, интересны им по поэтическому содержанию, смысловой нагрузке, по музыкальному материалу, то это является мощным стимулом для работы не только над этим произведением, но и к дальнейшей работе, творческому росту. Конечно, исполняемое произведение должно быть посильным для исполнения. Если произведение, которое исполняет коллектив, удобно для исполнения мелодически, ритмически, удобный диапазон, нет перегрузок на голосовой аппарат, то это произведение исполняется легко, с радостью и с желанием.
Большое значение для хора имеет концертная деятельность. Удачное выступление перед аудиторией является большим эмоциональным событием. Оно повышает самооценку участников, добавляет им уверенности и является мощным стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Концертные выступления не должны быть слишком частыми. Концертную программу не следует делать очень обширной. Все должно быть сбалансировано и разумно. Излишние эмоциональные перегрузки могут привести к отрицательному результату.
Конечно, могут быть и другие художественные коллективы. Как мы уже упоминали, могут быть кружки по индивидуальному обучению игре на инструментах: фортепиано, народные инструменты. Желающие, конечно, есть, но начав занятия, занимающиеся сталкиваются с естественными трудностями – необходимо заниматься на инструменте и он не у всех есть дома. Существует ошибочное мнение, что самое главное – это желание, но после первых занятий учащиеся понимают, что необходимо тратить много времени на индивидуальные занятия, и сразу не получается. После этого может наступить некоторое разочарование. Не все выдерживают это испытание и прекращают свои занятия. Остаются единицы. Поэтому эти кружки не многочисленны и не во всех школах они существуют.
Существуют огромные соблазны и развлечения, которые позволяют тратить время легко, не затрачиваю никаких усилий. Раньше таких факторов не существовало, и дети были более настойчивы и прилежны. В творческих коллективах занималось больше детей и политика государства в области народной культуры была более патриотичной. Хотелось бы, чтобы культурная жизнь нашей страны стала более яркой и насыщенной, чтобы это отразилось и на образовательном процессе в школе.
|