А.Г. Зиновьева
Идея диалога культур базируется на приоритете общечеловеческих ценностей. Культура не выносит единомыслия и единомнения, она диалогична по природе и сути своей [3, 221].
Цель исследовательской работы: изучить проблему диалога культур на материале лирики Игоря Северянина и его диалога с «золотым веком», а так же творчеством Евгения Евтушенко.
Диалог - центральный методологический принцип понимания культуры. Сущностные характеристики культуры проявляются в диалоге. В расширенном значении диалог также можно рассмотреть как свойство исторического процесса. Диалог - универсальный принцип, обеспечивающий саморазвитие культуры. Все культурные и исторические явления - продукты взаимодействия, общения. В ходе диалога людей и культур совершалось становление языковых форм, раскручивалась творческая мысль. Диалог распространяется в пространстве и во времени, проникает в культуры в вертикальной и горизонтальной проекциях.
В исследовательской работе диалог культур золотого и серебряного веков рассматривается на примере поэзии Игоря Северянина и Евгения Евтушенко.
И.Северянин – «Король поэтов» «серебряного века». Одной из центральных тем его творчества является тема культуры, ее истории и современности, взаимосвязь мировой и отечественной культуры. В творческом наследии Северянина есть сборник стихов «Медальоны», где он обращается к богатым традициям мировой культуры, включая в свои произведения идеи, образы и имена художников, музыкантов, поэтов и писателей различных эпох и народов. Северянин ведет диалог с культурой, культурой «золотого века», с выдающимися личностями этого времени: А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем, А.П. Чеховым, Н.А. Некрасовым и другими. Поэт говорит не только с нами, но и со временем, сквозь которое мы слышим громкие имена и фамилии наследников века золотого. Со временем ушедшем, существующим и с будущим, со временем, неизвестным никому.
Есть имена как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!
Имя Пушкина для Северянина не простой звук, а нечто большее. Его роднило с великим поэтом и творчество, и чувство скитальчества. Как в свое время Александр Сергеевич обращался к поэту – изгнаннику Овидию, так Северянин обращается к Пушкину, ведет с ним свой воображаемый диалог в стихотворении «О том, чье имя вечно ново».
В своем творчестве Игорь Северянин в уста Пушкина вкладывает свои слова: «Сто лет как умер я, но право, не жалею…», говорит за него, считая себя его потомком, для которого слились в драгоценный сплав великие понятия: Россия – Солнце – Пушкин – Любовь.
Мне Пушкин дал свою корону,
Я тоже царь, но царь стихов…
Диалоги Северянина различны и по-своему необычны: о великой славе и о тяжкой ноше, разговор по душам и размышления вслух, с надеждой на понимание.
Таким образом, распространяя диалогический принцип на лирику, автор пытается подобрать некий особо деликатный и тонкий понятийный инструментарий, который отвечал бы ее природе. С этим связан чрезвычайно скрупулезный подход к выбору обозначения диалогизирующих сторон. Здесь нет того простого прямого диалога, который известен всем. Диалог Игоря Северянина имеет двоякий смысл. Он выступает посредником общения между «золотым» и нашим веком. Общаясь с такими поэтами, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и др. Северянин ведет перекличку сквозь времена.
Скачать исследовательскую работу
|