Переоценка тенденций научно-технического развития и роли человека ведет к смене парадигмы. Новое понимание состоит в том, что прогресс заключается не в количественном, а в качественном развитии. Поэтому в конце двадцатого века намечается переход от экономико-технического принципа принятия решений к социокультурному. (цит по Пигулевский с.183).
По всей стране создаются специальные центры, предоставляющие всем желающим возможности получения допобразования, позволяющего полностью реализовать собственный профессиональный потенциал ил повысить квалификацию. Одним из таких центром является НОЧУ ИДПО (Негосударственное образовательное частное учреждение "Институт дополнительного профессионального образования"). Здесь можно пройти повышение квалификации (профобучение, профпереквалификацию) по направлениям: ж/д транспорт, промышленная безопасность, автотранспорт, чрезвычайные ситуации и др. По итогам сдачи экзаменов выдаются официальные подтверждающие документы.
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора развития качественно нового подхода к социально-экономическим отношениям в обществе. Развитие профессионального образования рассматривается сегодня в контексте процессов происходящих в экономике и на рынке труда. Необходимость осмысления данных процессов предъявляет особенные требования к квалифицированности специалистов.
Основополагающей целью профессионального образования становится такой подход, при котором на выпуске будет получен достойный результат – конкурентноспособный, умеющий интегрироваться в современное общество специалист, который может эффективно работать на уровне мировых стандартов, который готов к постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности.
В связи с этим выпускник профессионального образовательного учреждения, должен выделяться умениями самоопределения в пространстве рынка труда через выражение своей позиции, самостоятельного разрешения профессиональных задач, критичности мышления.
Конкурентоспособный специалист должен не только стремиться к самореализации в личностном и профессиональных аспектах, но и решать профессиональные задачи с позиции созидания культуры, согласно личностного типа мышления.
Проблема становления современного специалиста связана не только с овладением им профессиональными знаниями и умениями, но и с развитием профессиональной позиции - принципиальным отношением к выбранному делу, которое определяет характер профессиональных действий, профессионального поведения. Профессиональная позиция специалиста требует опору на ценности. Ценности представляют собой стержень личности специалиста и определяют ее позицию.
На сегодня проблема ценностей привлекает все большее внимание, поскольку от того, какие позиции будут определять «дух специалиста» зависит самосохранение россиян как политической общности в физическом и в культурном плане. Процессы глобализации, включение России в общее образовательное пространство Европы порождает определенный аксиологический диссонанс. Привнесение в систему образования требований и подходов других ценностных систем ставит перед российским образованием качественно новые задачи.
В работах А. Кирьяковой, А. Асмолова и др. сущностным атрибутом будущего специалиста считается не столько его профессиональное, сколько нравственно-ценностное начало, проявляющееся в ориентации на высшие ценности, определяющие его общегуманистическую направленность как личности и субъекта деятельности. Особо значимыми становятся вопросы ориентации будущего специалиста в мире объективно существующих вещей и отношений, в построении своей профессиональной и жизненной перспективы.
Скачать статью полностью
|