Полезная информация
✪✪✪✪✪ Достижения Проекта
Лицензия Creative Commons

Политика конфиденциальности проекта
Хостинг от uCoz

Опубликовать статью ➧


Развитие двигательных способностей на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу

Исанбаева Юлия Викторовна,
учитель физической культуры
МБОУ Пионерская СШ им. М. А. Евсюковой, п. Пионерский

Аннотация: Статья описывает авторский опыт развития двигательных способностей воспитанников при реализации программы дополнительного образования спортивной секции по баскетболу.

Ключевые слова: баскетбол, двигательные способности, учебно-тренировочный процесс.


Баскетбол — это популярная командная игра, которая исключительно плодотворно сказывается как на физическом развитии играющих в нее людей, так и на их эмоциональном настрое [1]. Опыт физического воспитания на основе этой замечательной игры автором данной работы был приобретен в ходе реализации в МБОУ Пионерская СШ им. М. А. Евсюковой программы дополнительного образования спортивной секции по баскетболу. Результативность реализации последней находит свое отражение в том моменте, что с 2015 г. по 2018 г. команда школы, подготовленная автором, 4 года подряд является участником Всероссийского этапа соревнований школьников «Президентские состязания»; с 2004 г. команда юношей по баскетболу является чемпионом Камчатского края и участником и призером соревнований в Дальневосточном Федеральном округе по КЭС-баскет. В 2018 г. команда девочек 2006-2007 г. р. стала победителем в первенстве Камчатского края по баскетболу памяти В. А. Корячихина среди общеобразовательных учреждений; в 2018 году команда девочек 2006-2007 г. р. стала победителем турнира по баскетболу памяти Воробьевой. В основе всех перечисленных и множества других побед — правильная организация учебно-тренировочных занятий.

Целью учебно-тренировочных занятий является достижение максимальной индивидуальной или командной эффективности в выбранной спортивной дисциплине, ограниченной правилами. Эффективность в таком виде спорта, как баскетбол, обусловлена несколькими взаимосвязанными областями, в числе которых общеспортивная подготовка, направленная на достижение максимальной эффективности двигательных способностей (ДС).

А баскетбол — это именно тот спорт, который развивает у воспитанников большое число различных ДС. В процессе игр развиваются такие ДС, как:

  • скоростные ДС;
  • скоростно-силовые ДС (представлены рывками, прыжками с мячом/без мяча, бросками, передачами и т. д.);
  • выносливость (длительность выполнения упражнений с мячом/без мяча с различной, нередко с высокою скоростью).

Также можно говорить о развитии всевозможных сочетаний ДС, к которым относятся:

  • «взрывная сила»;
  • скоростная и силовая выносливость.

Развитие разных ДС эффективнее всего вести в определенной части учебно-тренировочного процесса. При ответе на вопрос о том, в какой части тренировок проводить упражнения на улучшение ДС, мнения исследователей разделились. Некоторые [2] из их числа считают подготовительную часть учебно-тренировочного процесса наиболее удачной, другие [3] не согласны с этим мнением и считают, что основная и заключительная часть занятия лучше подходит для развития ДС.

По мнению, высказанном в работе [4] и с которым согласна автор этой статьи, эффективной технологией развития ДС является игровая технология (игры с дополнительными заданиями и без них). Если говорить об используемых методах развития ДС в тренировочном процессе, то многие тренеры применяют метод вариативного упражнения, ряд педагогов использует метод стандартно-повторного упражнения, методы игровых технологий, реже — соревновательный метод для развития ДС. По нашему мнению, наиболее эффективным для развития ДС выступает сочетание всех указанных нами методов в их разумном чередовании в процессе учебно-тренировочного занятия. Особое внимание при этом имеет смысл уделить подвижным играм. Ведя подбор подвижных игр для занятий баскетболом, необходимо исходить из того момента, что последние должны максимально соответствовать этой игре и развивать все необходимые игроку качества, включая ДС. При этом подвижные игры должны быть такими, чтобы они не предусматривали выбывания игроков, поскольку первыми выбывают из игры, как правило, самые слабые учащиеся. А им как раз, наоборот, необходимо больше участвовать в подобных играх, больше тренироваться.

Указанный нами подход к развитию двигательных способностей был реализован автором статьи в УМК «Основы спортивной тренировки» (в 2018 году УМК занял 1 место педагогического конкурса в номинации «Методическая разработка»), а также в пособии «Подвижные игры при обучении баскетболу» [5].

Литература

  1. О моей любви к баскетболу (эссе) [Электронный ресурс] // Сайт «Сочинение.рус». URL: https://www.xn--e1aahbxbdx9c.xn--p1acf/2019/02/lyubovkbasketbolu.html (дата доступа: 18.02.19 г.).
  2. Вуттен, М. Как добиться успеха в подготовке баскетболистов [Текст] / М. Вуттен. М.: ТВТ Дивизион, 2008. 311 c.
  3. Губа, В. П. Особенности отбора в баскетболе [Текст] / В. П. Губа. М.: Физкультура и спорт, 2006. 330 c.
  4. Роуз, Л. Баскетбол чемпионов. Основы / Ли Роуз. М.: Человек, 2014. 272 c.
  5. Исанбаева, Ю. В. Подвижные игры при обучении баскетболу [Электронный ресурс] / Ю. В. Исанбаева // Сайт «ИнфоУроки.net». URL: infouroki.net/metodicheskiy-material-dlya-uchiteley-fizicheskoy-kultury-podvijnye-igry-pri-obuchenii-basketbolu.html (дата доступа: 18.02.19 г.).
Категория: Опубликовать статью | Добавил: Lusi (18.02.2019)
Просмотров: 969 | Теги: двигательный, культура, статья, баскетбол, развитие, учитель

Живой журнал Методичка рекомендует:

Мы в соцсетях!