Полезная информация
✪✪✪✪✪ Достижения Проекта
Лицензия Creative Commons

Политика конфиденциальности проекта
Хостинг от uCoz

Опубликовать статью ➧


Нравственный идеал в понимании Сухомлинского

М.П. Аксютец

Вопросы нравственного воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. В различные исторические эпохи лучшие педагоги именно формирование нравственности считали главным в деле воспитания .Проблемам нравственного воспитания уделяли внимание в своих трудах Конфуций, Кант, Гегель, Жан-Жак Руссо… «Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит, вырастить угрозу для общества». Ф. Рузвельт. Проблема нравственного воспитания актуальна и сегодня.

Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, школа как социальный институт испытывает определенные трудности. Серьезное влияние на формирование нравственных ценностей наших учащихся оказывают СМИ, Интернет. Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей?

В этой связи возрастает ценность тех педагогических систем, которые раскрывают данные аспекты воспитательной работы и которые выдержали испытание временем, но не нашли достаточно полного использования в педагогической практике. Одной из них является система, создателем которой был В.А. Сухомлинский. Кто –то может сказать, что идеи Сухомлинского сегодня не актуальны . Его принципы воспитания абсолютно не стыкуются с нашим временем, которое выбросило за борт Истину, Добро и Красоту . К тому же педагогика Сухомлинского совершенно беспомощна перед современными масс-медиа, особенно электронными. Да, он жил в то временя, в котором была принята коммунистическая идеология, он активно использовал коммунистическую лексику и риторику, но это нисколько не умаляет его глубоко гуманистических идей. Это язык, на котором говорила советская эпоха, и другого языка просто не было. А вот гуманистические идеи Сухомлинского прошли испытание временем. И его опыт активно используют во многих странах мира. Насколько же актуален опыт этого педагога сегодня? Что в его взглядах временное, конъюнктурное, а что – вечное? Каков он нравственный идеал в понимании Сухомлинского?

Воспитание для Сухомлинского - это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека». Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни. С тревогой наблюдая картины бездуховности в окружающей жизни, он писал: «Мне кажется, что общество болеет страшной болезнью - девальвацией человеческих ценностей» (Сухомлинский В.А. Мера всех ценностей. (Наброски к статье)// ЦГАОР (Киев). Ф. 5097. Оп.1. Д. 116. Л. 268). По сути, речь идет либо об отсутствии, либо о слабом развитии духовно-нравственной культуры учащихся. Но духовности и нравственности нельзя научить. Она «внутри» каждого человека. «Чувства - это плоть, кровь и сердце моральной убежденности: без чувств нравственность превращается в сухие слова, способные воспитать лицемеров» (Сухомлинский 1979: 174). Поэтому процесс нравственного воспитания личности рассматривался им как «воспитание чувств человека, чтобы добрые поступки воспитанников основывались на этих чувствах» (Сухомлинский 1963: 21). Из контекста его произведений как бы «высвечиваются» четыре взаимосвязанных чувства: совесть - стыд, долг -- ответственность (перед Родиной, другими людьми, самим собой). Все другие нравственные чувства, в том числе и гуманные, так или иначе, основываются на определенном уровне развития совести, стыда, долга и ответственности.

Подлинное мастерство воспитания, считал павлышский педагог, состоит в развитии нравственных чувств у ребенка таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчета на похвалу, и испытывал от этого радость. Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым» (Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. С. 373).

Главной целью воспитания В.А. Сухомлинский считал всестороннее развитие личности. Из системы взглядов В. А. Сухомлинского на школьное воспитание можно сделать вывод: главной задачей школы является воспитание человека, который бы в любой области, полезной для общества, смог подняться на наивысшую ступень гражданственности. Роль человека в общественном прогрессе определяется не его профессией самой по себе, а идейным и нравственным смыслом его деятельности. В. А. Сухомлинский считал, чтобы воспитатель воздействовал на ребенка, чтобы ребенок прислушивался к словам воспитателя, подчинялся им, педагогу требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это у педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского.

Читая опыт работы в Павлышской средней школе можно выделить такие задачи нравственного воспитания:

  1. последовательно приобщить воспитанников к нравственным нормам общества;
  2. формировать положительный опыт самих детей и нравственный опыт;
  3. направлять сознание, чувства, поведение на овладение и реализацию принципов морали;
  4. формирование нравственного обмена личности.

Его работы дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов, но и о целостности всего его педагогического мышления. Кроме задач, В.А. Сухомлинский формулирует принципы нравственного воспитания, основные из которых:

  • умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;
  • гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;
  • богатство духовного мира, интересов и потребностей;
  • потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;
  • чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;
  • любовь к труду;
  • открытость сердца радостям и горестям других людей.

Воспитание по Сухомлинскому — это не ликвидация недостатков ребенка, а укрепление всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы, то есть, суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем буду «жить» в нем.

Категория: Опубликовать статью | Добавил: марина (02.11.2014)
Просмотров: 5355 | Теги: идеал, Сухомлинский, воспитание, Нравственность, опыт работы

Живой журнал Методичка рекомендует:

Мы в соцсетях!