Генералова С.А.
Воспитание личности – процесс не из легких. Особенно это касается детей младшего и среднего возраста. Их детская энергия фонтанирующая. Нам, педагогам, надо лишь умело направлять её, использовать все педагогические инструменты, чтобы понять их душу, вложить в них стремления обогатиться знаниями, привить нравственные и моральные качества, которые пригодятся им в жизни. Добиться сразу желаемого результата будет не просто – это я почувствовала буквально в первый год и с первых дней начала работы классным руководителем. Мне казалось, что знаю своих пятиклассников достаточно хорошо. Ведь преподавала у них английский язык со второго класса. Однако в дальнейшем, при более близком контакте с детьми, все оказалось не так просто.
К сожалению, нередки ситуации, когда мы, взрослые, с горечью осознаём, что недостаточно хорошо понимаем сегодняшних мальчишек и девчонок, их поведение неожиданно для нас, мы не можем объяснить их действия и суждения. Как построить воспитательную работу, чтобы коллектив пятиклассников был сплоченным, нравственно – образованным, с развитыми умственными способностями, творческим? Ведь в класс влились ребята из школы-сада, а это 10 разнохарактерных ребят. Они ещё не успели подружиться с основным составом класса. У всех пока только одна цель, которую поставили перед ними родители: надо хорошо учиться и не нарушать дисциплину. Как это трудно сделать ребенку, если он пришел в новый коллектив, где есть свои традиции, свой лидер, определенные взаимоотношения между одноклассниками. Новый коллектив, как новый дом: надо обжиться в нем, найти такое место, чтобы тебе и другим было комфортно. Пятикласснику одному сделать это, конечно же, не по силам. Как педагог я это хорошо понимала. Мне предстояло найти ответы на многие вопросы: как помочь детям определить себя как личность, адаптироваться в новых для них условиях - школьников среднего звена? Как не растерять знания, полученные в начальной школе, сохранить и продолжать формирование тех нравственных качеств, которые удовлетворяли бы их самих, родителей и общество?
Рождение нового коллектива процесс трудоемкий, требующий совместной и целенаправленной деятельности, как учителя, так и детей, а также их родителей. А к этой деятельности я только приступила, и делаю все с осторожностью, понимаю, что надо, во-первых, хорошо знать личность ребёнка, чтобы предъявлять к нему требования, соответствующие его силам и возможностям. Согласна с мнением опытных педагогов в вопросах воспитания, чьи работы я изучила. Это «Баллада о воспитании» Амонашвили», «Нравственное воспитание» И.Ф. Свадковского.
Скачать статью полностью
|