Лапшин В.В.
Мой двадцатисемилетний педагогический опыт доказывает, что музыка не только звучит в душах детей, но и оказывает на них сильнейшее воздействие. Понимаю, что для большинства моих учеников музыка не станет профессией. Каждый из них выберет профессию по способностям, которыми их наградила природа, но я верю, что в их душе навсегда останутся занятия, проведенные в классах, на сцене, в хоре, в общении со мной.
Приветливая улыбка, доброе слово и прекрасная мелодия всегда настраивает ребят на иной лад восприятия жизни. Главной составляющей в своей работе с детьми я вижу формирование духовно-нравственной личности. Личности коммуникативной, без агрессии и ханжества, без жестокости и эгоизма, умеющей образно мыслить и познавать философию жизни. Личности, которая тянется к Совершенству, Идеалам и Красоте.
Дети обучаются по программе, созданной мной в 2007 году. Направленность моей программы по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной. Актуальность программы обусловлена тем, что приобщение детей к музыке способствует формированию эстетического вкуса. Специфика духовно-нравственного воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Программа нацелена на активизацию творческих способностей детей и повышение их общей культуры. На общетеоретическом плане духовно-нравственное воспитание приобретает особое значение. Это эстетическое нравственное становление личности человека, в данном случае воспитываемое через музыку, причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности, авторитеты. Все это создает необходимость обращения к проблеме духовного возрождения личности, развитии ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включаться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных ценностей.
Моя программа позволяет создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, интеграции в систему мировой и отечественной культур, кроме того обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, что является профилактикой асоциального поведения.
Отучившись несколько месяцев в моем кружке, дети начинают ориентироваться на другие идеалы в музыке, их теперь не интересуют «песни-однодневки», стремление к мировым ценностям, к идеалам мировой культуры в вокале, джазе, хоровом пении начинают доминировать несомненно. Воспитанники кружка «Музыкальная студия» становятся вдумчивыми в подборе репертуара, появляется коллективная работа и чувство локтя друга, который в любую минуту может прийти на помощь. Программа рассчитана на три года и старшая группа с удовольствием помогает мне в учебе младших.
В своей педагогической работе я использую такие педагогические средства как игра, передача материала от знающих детей к слабо освоившим материал. Использую принципы обучения: индивидуальность, доступность, преемственность, результативность.
Некоторые произведения стали традиционными и символичными, звучащими из поколения в поколение. Значительная часть репертуара – патриотическая. Песни о Родине, о России, о событиях Великой Отечественной войны имеют прочную нишу в нашем репертуаре.
Считаю, что разучивая песни такого плана, дети становятся действительными патриотами нашей Родины.
В последние годы в своей работе я использую компьютер. Домашнее задание теперь во флеш-карте, например:
- Оригинал песни
- Текст
- Видеоролик
- «Минусовка» песни
- Запись в исполнении обучающегося ОУ.
Ребенок дома сам может организовать репетицию посредством караоке, выучить текст, а на занятиях со мной мы учимся правильно интонировать, брать дыхание, даем произведению эмоциональную окраску, театрализуя поведение на сцене.
Итогом нашей работы является, несомненно, выступления на публике: концерты, конкурсы, смотры. А после каждого выступления происходит анализ исполненных произведений.
Сразу после первого выступления детям еще и еще хочется выступать, они ощущают востребованность, чувствуют то, что они могут дать людям интересное и прекрасное. Появляется стимул к занятиям в кружке, а это несомненно то, что является целью любого педагога – заинтересовать учащихся своим предметом. Сотни бывших моих учеников живут в России, но каждый раз приезжая в Елань они приходят и звонят, с благодарностью вспоминают годы, проведенные в кружке «Музыкальная студия».
На сайте «Одноклассники» создана группа «Музыкальная студия Еланского Детского Центра», где каждый считает себя частью того, что строилось долгими годами занятий и репетиций, дружбы, труда и успехов.
На стенах студии более 80 грамот и благодарственных писем, кубки, различные сувениры. Это заслуги нескольких поколений моих воспитанников. Это – наша гордость.
Особых проблем, когда коллектив настроен на достижение результатов, на эмоциональную отдачу, на способность идти к новым вершинам в сфере музыкального воспитания у меня не возникает. В прошлом году в кружке занималось 30 человек. В 2015 году их стало 45.
Понимая важность момента духовно-нравственного, эстетического творческого воспитания детей, развития патриотического самосознания, в 2007 году Администрация Еланского района выделила более 200 тысяч рублей на развитие материально-технической базы кружка. Это значительно улучшило качество занятий, а выступления коллективов вышло на совершенно новый, более высокий уровень, радующий благодарных зрителей.
Смею утверждать, что те цели и задачи, которые я решаю в своей работе, оказывают положительное влияние в воспитании и развитии детей. Обобщая изложенный материал, можно сделать вывод, что духовное воспитание - в узком смысле слова - воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое в данном случае, через музыку.
|