Технология социального проектирования как средство комплексной реабилитации несовершеннолетних асоциального поведения в условиях ГКУ СО "Тольяттинский СРЦН "Гармония"
Опыт работы педагога
Автор: Орлова Маргарита Геннадьевна, социальный педагог высшей квалификационной категории ГКУ СО "Тольяттинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"
Одной из проблем при реализации социальных проектов является острая нехватка квалифицированных кадров, специализирующихся именно на управлении проектами. Автор статьи в 1998 г. закончила курсы «Управление проектов», «Оценка эффективности инвестиционных проектов» (поэтому использует технологию социального проектирования профессионально. Имеет реализованные проекты, как в образовательной, так и социальной сфере, в том числе, на средства грантов).
Центр «Гармония» представляет собою очень удобную площадку для отработки технологии социального проектирования, т.к. воспитанники (в возрасте 3-18 лет) находятся на реабилитации 6 месяцев в условиях стационара.
Устроившись на работу в ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония» социальным педагогом, автор статьи несколько месяцев адаптировалась и вникала в деятельность служб и структурных подразделений центра. Возникла поначалу мысль – занять детей творческим видом деятельности, в котором они явно нуждались. Первый проект в учреждении – «Ателье подарков и поздравлений», затем одновременно «Мир без наркотиков и вредных привычек» и «В мире творческих профессий».
Жизненные циклы проектов задумывались как долгосрочные. В настоящее время проекты находятся в стадии реализации и доработки (программы проекта доработаны, получили статус дополнительных образовательных программ, на все получены внешние положительные рецензии). Уже сейчас наблюдаются положительная динамика и результаты.
Тематика проектов актуальна и имеет практическую значимость:
участие воспитанников в программах проекта формирует у них следующие компетенции - коммуникативные, здоровьесберегающие, культуроведческие, социокультурные, учебно-познавательные, информационные;
формирование этих компетенций способствует выработке у воспитанников таких качеств, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность, активная гражданская позиция, патриотизм и толерантность по отношению к окружающим;
организация досуга воспитанников, широкое вовлечение несовершеннолетних в занятия художественным творчеством - важнейшее направление воспитательной деятельности, которое способствует профилактике бродяжничества и формированию законопослушного поведения.
За время реализации проектов его участниками стали 591 несовершеннолетних из 457 семей, по годам:
2013 г. – 181 н/л (146 семей);
2014 г. – 170 н/л (136 семей);
2015 г. – 148 н/л (112 семей);
2016 г. (6 месяцев) – 92 н/л (63 семьи).
Характеристика реализуемых проектов:
«Мир без наркотиков и вредных привычек» – монопроект на базе дополнительной образовательной программы «Мир без наркотиков и вредных привычек». Реализуется с 2014 г.
«В мире творческих профессий» – мультипроект, это комплекс трех разделов, один из которых может рассматриваться как самостоятельный проект (практические работы на экологической площадке «ЭкоГармония»). В основе проекта дополнительная образовательная программа «В мире творческих профессий». Реализуется с 2014 г.
«Ателье подарков и поздравлений» - мультипроект, реализуется с 2013 г., состоит из трех авторских программ:
«Душевные подарки». (Основы скрапбукинга и кардмейкинга. Изготовление открыток и различных поделок с применением специальных техник) - образовательная.
«Жизнь в удовольствие». (Психологические игры для детей) - 2 место в областном конкурсе методических программ «Копилка игр» проекта «МегаИгры» регионального благотворительного фонда «Самарская губерния», 2016г.
«Счастливая дорога детства» (ежемесячное издание, газета), подпроект.
Обычно используются такие формы занятий по проектам: беседа; сюжетно-ролевая игра; игра-спор; игра-викторина; конкурс; диспут; флеш-моб; праздник; лекции; беседы; урок-суд; социальный опрос; тестирование и анкетирование; мозговой штурм; просмотр кинофильмов и видеороликов, мультфильмов; конкурсы рисунков, плакатов, выпуск стенгазет, брошюр, памяток (по теме проекта); участие в городских и областных, всероссийских акциях, конкурсах; участие в досуговых мероприятиях (по теме проекта).
На всех формах занятий присутствует элемент интерактивности – активного и двухстороннего взаимодействия с их участниками. Непременно соблюдаются и организационные условия реализации проектов. В качестве дидактических материалов для воспитанников используются наглядные пособия, медиапособия, различный раздаточный материал, авторские презентации по темам проектов, схемы, видеоматериалы, карточки, брошюры, буклеты и т.д.