Главная » 2016»Июнь»7 » Формы нарушенного поведения у детей и подростков с интеллектуальными нарушениями
Формы нарушенного поведения у детей и подростков с интеллектуальными нарушениями
Информационная статья "Формы нарушенного поведения у детей и подростков с интеллектуальными нарушениями"
Информационная статья
Автор: Вареничева Ольга Викторовна, педагог-психолог МОУ ППМС ЦДК "ШАНС" города Серпухова.
Формы нарушенного поведения у детей и подростков с интеллектуальными нарушениями, воспитанников коррекционных учреждений, детских домов и интернатов такие же, как у учащихся массовых учреждений. Клиническое изучение учащихся специальных коррекционных школ VIII вида с нарушением поведения, главным проявление которых явились побеги из учреждения и агрессия, показало, что у всех воспитанников имелась незрелость волевых актов.
Если ребенок не в состоянии справится с собой и ситуацией, нарушена его положительная саморегуляция (или не сформирована), он все равно под влиянием инстинкта самосохранения, самозащиты найдет выход. Но выход далеко не всегда окажется достойным, и пострадать при этом могут он сам и окружающие. Поэтому неблагополучие воспитанника порождает повышенную ответственность взрослого за создание благоприятного микроклимата в коллективе. Оказание помощи ребенку в трудных для него ситуациях.
Работу со школьниками с нарушениями поведения целесообразно проводить в четырех направлениях:
Комплексная МПП диагностика таких детей.
Психопрофилактика нежелательных, негативных тенденций в поведении детей.
МПП коррекция нарушения поведения у детей.
Консультативная работа с педагогами данной категории детей.
Выбор методов коррекции должен зависеть от того, в каких ситуации, возникает нарушенное поведение. Наблюдается ли только психотравмирующих ситуациях и при этом относительно кратковременно, и не наблюдается тенденция к его фиксации, или же оно распространяется и на другие ситуации, слишком велико и продолжительно.
Причиной агрессии могут стать нарушенные отношения со сверстниками, которые, как правило, являются следствием недостатка умения взаимодействовать с другими людьми. Отсюда задача – выработать у ребенка навыки общения. Большое значение в этом процессе принадлежит игре. Игра имеет огромное значение и в формировании произвольного поведения ребенка, обеспечивающего контроль над своими агрессивными импульсами. Первым шагом в коррекции агрессивных реакций является выяснение трудностей, установление причин и по возможности их устранение, а затем формирование у ребенка адекватной установки с окружающими. Агрессию нельзя оставлять без внимания. Необходимо искренняя демонстрация своего огорчения, его понятное объяснение и связь с поступком ребенка. Любая агрессия против других людей должна немедленно пресекаться, что ни в коем случае не означает ответа взрослого агрессией на агрессию. Другим важным фактором, обуславливающим возникновение агрессии, является недостаток опыта решения критических ситуаций ребенка. Следовательно, задача взрослого – развивать у ребенка способность разрешать ситуацию конструктивным путем. Здесь можно предложить совместное обсуждение педагогом и ребенком проблемной ситуации на доступном для него уровне.
Можно выделить основные задачи психокоррекционной работы с детьми с нарушенным поведением:
Коррекция эмоциональной сферы детей, снижение эмоционального напряжения.
Формирование моральных представлений.
Развитие навыков межличностного общения, способности понимать эмоциональное состояние другого и умение адекватно выразить свое.
Обучение конструктивным способам решения возникающих проблем.
Коррекция личностных свойств.
Таким образом, изучение проявлений нарушенного поведения у детей и подростков с интеллектуальными нарушениями показало их клиническую неоднородность и зависимость как от факторов внешней среды, в первую очередь, микросоциальных факторов, так и особенностей психической деятельности у детей с нарушениями интеллекта. Профилактика, лечение и коррекция нарушенного поведения может быть эффективной при условии учета всех этих факторов применительно к каждому ребенку. Мероприятия должны быть комплексными, в их разработке необходимо участие врача-психиатра, психолога и дефектолога.