Одним из самых трудных периодов жизни школьников считается подростковый период. Об этом авторитетно заявляют психологи, а их поддерживают учителя практики.
Чтобы работа педагога в этот период жизни школьника была продуктивной и полезной, прежде всего, для подростков, он должен хорошо проанализировать их психические особенности. Это поможет педагогу правильно спланировать работу на уроке физкультуры и во внеурочное время на занятиях спортивных секций. Подростковый возраст считается переходным периодом потому, что подросток частично принадлежит к группе детей, а частично - к группе взрослых.
В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других - как взрослым. Некоторые формы детского поведения для подростка уже неприемлемы, а взрослые формы ещё не разрешены. Бывает и так, что они разрешены, но совершенно ему незнакомы. Это период, когда подростки уже потеряли преимущества, что у них были в детстве, но они ещё не могут пользоваться теми привилегиями, что пользуются взрослые. Он, конечно , хочет поскорее стать взрослым, но задачи сложные и ответственные, которые решают взрослые, он ещё решить самостоятельно не в состоянии. Сил не хватает, да и умений тоже.
Подростковый период - один из самых ответственных периодов в формировании основ физической культуры школьника. Этот период справедливо считают самым критическим в жизни школьника. Именно в этот период завершается биологическое созревание человека и наступает взросление. Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Эти задачи в свое время выявил американский психолог Р.Хэвигхерст. Он дал им определение - жизненные задачи.