Подростковый период – достаточно тяжелый возраст, с которым сталкиваются родители и педагоги во всем мире. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях подростков и взрослых, решают и в России, и в Европе, даже при обучении в Швейцарии, стране с богатейшим наследием в вопросах воспитания детей, величайшие умы не смогли отыскать решения извечных трудностей. В подростковый период просто лишиться контакта с детьми, что, как следствие, может привести к возникновению недопонимания. В данный период подросткам нужно уделять повышенное внимание, разговаривать с ними, даже в моменты, когда их манера общения неприемлема.
Современное общество заинтересовано в молодежи, обладающей высоким уровнем социальной и личной зрелости. Важно создать условия для развития понимания личностью собственных психологических особенностей ещё в период школьного обучения, т.к. это станет основой для осознанного включения человека в решение задач личностного развития на следующих жизненных этапах и создаст внутренний потенциал – знания и навыки – для встречи личности с различного рода трудностями.
Цель программы «Я и мир вокруг меня» - успешная социально-психологическая адаптация воспитанников центра и их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи программы «Я и мир вокруг меня»:
- развитие самостоятельности, уверенности в себе.
- развитие способности к эмпатии, переживанию эмоций других.
- формирование способностей к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
- развитие навыков конструктивного общения.
- формирование и закрепление позитивного самоотношения и самопринятия.
- обучить психологическим техникам сопротивления давлению.
Адресат программы «Я и мир вокруг меня» выступают подростки, т.к. данный возраст достаточно специфичен:
- мотивационно-смысловая система подростков еще до конца не сформировалась и есть возможность для позитивных изменений, которые создаются в результате групповой психотерапии;
- на этом жизненном этапе общение приобретает особую смысловую ценность, которое определяет психологическое благополучие индивида.
Количественный состав группы 7-8 пар, т.е. 14-16 человек.
Основной формой работы по программе «Я и мир вокруг меня» является групповой психологический тренинг, т.к. данная форма целенаправленного взаимодействия с воспитанниками предоставляет им широкий круг возможностей для получения личного опыта и развития самосознания. Они исследуют свои внутренние ресурсы, познают собственную личностную целостность и ценность окружающих, формируют гармоничную систему отношений.
Основными методами работы являются:
- групповые дискуссии, обсуждения
- игровые методы
- проективный рисунок
- медитативные техники
- ролевое проигрывание ситуаций
- психогимнастика
- мини-лекции
- беседы
- рефлексия опыта, полученного на занятиях
Все занятия по программе «Я и мир вокруг меня» разворачиваются по общей схеме:
- приветствие,
- рефлексия прошлого занятия,
- проведение основной части,
- высказывание впечатлений о прошедшей встрече – обсуждение занятия.
Проведение занятий с подростками не требует специальных материалов, потребуется лишь бумага для рисования, цветные карандаши, ватман. Помещение для проведения занятий должно соответствовать требованиям к расстановке стульев для участников по кругу.
Скачать программу
|