Наше образовательное учреждение работает в режиме полного дня и главная задача любого педагога гимназии, а в особенности классного воспитателя - создание условий, где каждый обучающийся мог бы проявить себя как яркая творческая личность, реализовать свои способности, уметь найти своё место в кругу сверстников. Поэтому работа классного воспитателя в гимназии очень важна и значима.
Сегодня дети (уже шестиклассники), с которыми я работаю, радуют меня как воспитателя. Конечно, за три года работы с классом, с каждым ребёнком и при общении с некоторыми родителями мне пришлось, преодолевать разнообразные трудности: было и взаимное непонимание и первоначальное недоверие, но к концу пятого класса удалось изменить ситуацию. Теперь я могу сказать, что в основном и дети, и родители – мои союзники, готовые понять, поддержать и помочь.
Но, как и в любом другом деле, в воспитательной работе всегда были и будут свои особые трудности и проблемы. В этой статье я хотела бы всесторонне рассмотреть ту из них, которая больше всего волнует меня на сегодняшний день.
В моём классе, как и в любом другом, есть проблемные подростки, которые требуют особого подхода, особого выстраивания отношений, особого понимания их проблем со стороны педагогов и родителей. Таких ребят у меня несколько, но в этой статье я бы хотела остановиться на том подростке, проблема которого в эмоционально-личностном нарушении психики. Другими словами я бы обозначила эту проблему так: «он один и он любим».
Эмоционально-личностные нарушения – это, прежде всего, страхи, агрессивность, гиперактивность, тревожность. У моего воспитанника в той или иной степени все эти нарушения проявляются в его поведении.
В чём причины эмоционально-личностных нарушений?
Прежде всего, в том, что он - единственный ребёнок в семье. Поэтому у него выработался особый уровень ответственности: он как бы несёт на своих плечах все те чаяния и надежды, которые родители могли бы возложить на других детей, если бы они у них были (он должен быть и математиком, и спортсменом, и художником и танцором).
Таким образом, родители мальчика неадекватно воспринимают своего собственного ребёнка, не могут реально оценить его возможности, его реакцию, не знают его настоящих стремлений и желаний.
И ещё одна причина, повлекшая за собой вышеизложенную проблему: противоречивые требования («двойные стандарты»), которые предъявляют к сыну родители. Реагируя на ту или иную конфликтную ситуацию, они могут сделать ему правильное с точки зрения педагога замечание в школе, при воспитателе и одноклассниках, а, выйдя из гимназии, дать оценку совершенно противоположного характера.
В результате можно наблюдать следующую картину:
- повышенная тревожность подростка, связанная с боязнью не оправдать надежды своих родителей;
- повышенная тревожность родителей, связанная с тем, что их ребёнка не так, как им хотелось бы, воспринимают и оценивают;
- частые перепады настроения у подростка, ведущие либо к чрезвычайной двигательной активности, задиристости, хамству, неумеренной весёлости, либо к апатии, унынию и слезливости по любому поводу;
- непонимание родителями тех психологических процессов, которые вызывают такие перепады в настроении сына;
- из-за «двойных стандартов» подросток не может сформировать положительный опыт в преодолении тех трудных ситуаций, которые появляются при общении со сверстниками и взрослыми людьми, окружающими его.
Мои наблюдения показывают, что родители мальчика не видят изъяны воспитания ребенка в семье. Все проблемы и сложные ситуации, возникающие вокруг сына, они связывают только с деятельностью школы.
Поэтому для устранения эмоционально-личностных нарушений, для их корректировки и профилактики, мне, воспитателю, необходимо было в первую очередь узнать, как воспринимают его одноклассники и педагоги, работающие с ним.
Из бесед с одноклассниками подростка, я выяснила, что ребята считают его:
- умным, но слишком придирчивым;
- весёлым, но часто язвительным;
- спортивным, но грубоватым;
- старательным, но очень переменчивым;
- доброжелательным, но не всегда надёжным.
Немногие одноклассники соглашаются работать с ним в команде постоянно, но против кратковременных отношений, особенно если они связаны с интеллектуальным и творческим трудом, не возражают. Ребята отмечают, что их одноклассник может придумать и предложить что-нибудь интересное, установить справедливые правила совместной деятельности, но в процессе работы, если ему это будет выгодно или удобно, он и только он может их менять.
Педагоги, работающие с мальчиком, отмечают, что у него большие проблемы с удержанием внимания. Это мешает ему достигать лучших учебных результатов. Он чаще всего работает по настроению. За ним необходим постоянный контроль учителя. Ему не хватает ответственности и настойчивости. Очень «тревожный». В общении со сверстниками любую ситуацию рассматривает только со своей точки зрения. Часто вызывает спорные ситуации. Он не умеет адекватно оценить своё поведение, бывает, несдержан, может обидеть одноклассников. Очень подвижный, энергичный, инициативный, но быстро утомляется. Может добросовестно выполнять кратковременные поручения.
Также мне было интересно узнать, какую характеристику дадут подростку его родители.
Из индивидуальной беседы с ними я выяснила, что они видят его весёлым, доброжелательным, спортивным, нежным, трогательным, остроумным, заботливым, практически не имеющим недостатков, но часто не понятым педагогами и одноклассниками.
Кроме того, из неоднократных индивидуальных бесед я сделала следующие выводы:
- родители, исходя из предпосылки, что они лучше, чем ребёнок, знают жизнь, опытнее его, в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить своему детищу наилучшее решение любых проблем и преодоление препятствий, беря все трудности на себя и лишая его права выбора;
- родители, стремясь педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию сына, часто вступают в противоречия с педагогами школы.
Опыт показывает, что подростки, воспитанные в подобных семьях в присутствии родителей чрезмерно дисциплинированы и исполнительны. Они вынуждены дома постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания. Именно результатом такого воспитания, по моему мнению, и становится конфликтное поведение подростка вне дома, вне досягаемости родителей, агрессия, направленная на окружающих, и тревожность.
Хочу поделиться своим опытом работы с таким проблемным подростком.
Во-первых, воспитатель, должен спланировать свою деятельность по нескольким направлениям. В первую очередь, это должна быть постоянная индивидуально-коррекционная работа с самим подростком. Для этого необходимо:
- систематически анализировать вместе с ним те моменты, когда он оказывается «непонятым»;
- целенаправленно учить его анализировать собственные действия, как со своей точки зрения, так и с точки зрения окружающих его людей;
- обязательно учить видеть лучшие стороны тех, кто с ним взаимодействует, учится, помогает;
- вселять уверенность в том, что никто не желает ему зла, а, наоборот, каждый может помочь стать лучше.
Следующее направление работы связано с формированием мнения классного коллектива, в котором большое количество времени проводит подросток с эмоционально-личностными нарушениями.
Работая с одноклассниками такого подростка, необходимо:
- подчёркивать для них проявление лучших качеств товарища, анализируя его поведение;
- учить их стремлению поддерживать одноклассника в его добрых начинаниях и удерживать, по возможности, от дурных поступков;
- учить проявлять доброжелательность, терпение и доверие в общении с ним.
Педагоги, работающие с таким подростком, должны:
- постоянно контактировать с классным воспитателем;
- отслеживать поведение и поступки подростка, развивая в нём способность к самоанализу и самооценке.
При работе с родителями необходимо:
- терпеливо и настойчиво объяснять позицию педагогов, стремящихся развивать в подростке только самые лучшие качества, которые помогут ему быть успешным в учёбе, отношениях со сверстниками, взрослыми и с самим собой;
- выработать единые требования, единый подход к подростку у педагогов и родителей;
- стремиться сделать из родителей союзников, а не противников педагогического коллектива;
- рекомендовать родителям быть последовательными в своих действиях, поощрениях и наказаниях, не допускать семейных разногласий в вопросах воспитания.
При работе по коррекции и профилактике эмоционально-личностных нарушений в психике и поведении подростка необходимо действовать в нескольких направлениях.
Работа с проблемным подростком
Практика показала, что индивидуальные беседы, направленные на коррекцию поведения, коррекцию отношений со сверстниками, взрослыми – основной педагогический приём при работе с таким учащимися. Кроме того, очень эффективным и важным педагогическим приёмом для коррекции и профилактики эмоционально-личностных нарушений в психике и поведении такого подростка может стать общеклассное коллективное дело. Оно способствует развёртыванию инициативы и самостоятельности учащихся, помогает им осваивать новые роли, обогащает их социальный опыт, приучает к согласованным действиям, точности и своевременности выполнения заданий, ответственности перед командой.
Именно в общеклассном коллективном деле у подростка с эмоционально-личностными нарушениями появляется больше возможностей утвердиться в коллективе сверстников и укрепить самодисциплину.
Работа с одноклассниками проблемного подростка
Опыт работы в этом направлении показал, что проведение бесед, классных часов и других мероприятий, способствующих формированию атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и взаимоподдержки, позволяет корректировать поведение одноклассников по отношению к часто неадекватным поступкам подростка с такими проблемами.
Эффективным приёмом также является проведение диагностики, помогающей определить положительную или отрицательную динамику в развитии самого учащегося в частности и классного коллектива в целом.
Большую роль в профилактике эмоционально-личностных нарушений у подростков играет формирование различных способов рефлексии, требующих от ребят умений самооценки и самоанализа.
Работа с педагогами, обучающими проблемного подростка
Работая в этом направлении, классному воспитателю необходимо проводить регулярные собеседования с учителями с целью выявления позитивных и негативных сторон в поведении и деятельности подростка, а также выработки единой педагогической тактики в разрешении назревающих проблем.
Работа с родителями проблемного подростка.
С целью создания доверительных отношений и выработки, единых с педагогами требований, к воспитанию такого подростка, очень важно регулярно проводить индивидуальные беседы с родителями, привлекать их к активному участию в жизни класса для того, чтобы они могли видеть своего ребёнка в общении с одноклассниками и вовремя корректировать пробелы в воспитании.
В результате почти двухлетней работы с проблемным подростком, имеющим эмоционально-личностные нарушения, его одноклассниками, педагогами и родителями могу отметить, что мальчик:
- стал спокойнее, собраннее, увереннее в себе;
- начал прислушиваться к мнению одноклассников и педагогов, адекватнее реагировать на различные ситуации;
- стал спокойнее переносить критику, неудачи;
- в своих неудачах, уже не стремится обвинить кого угодно, кроме себя.
За это время наладились взаимоотношения педагогов с мамой мальчика, хотя с папой, по-прежнему трудно найти контакт и взаимопонимание. В результате проделанной работы, явно видна положительная динамика в поведении подростка, в отношении к нему одноклассников и родителей, в отношении родителей к деятельности педагогов гимназии.
Таким образом, ведя кропотливую систематическую коррекционную и профилактическую работу, создавая условия, где подросток смог бы проявлять себя как яркая творческая личность, реализовывать свои способности, уметь находить своё место в кругу сверстников, воспитатель может достичь определённых педагогических успехов и помочь подростку с личностно-эмоциональными нарушениями
|