Издревле культ учителя или почитание наставника, педагога считается нормой в Японии. В тех случаях если люди желают подчеркнуть почтение к человеку его именуют Учителем.
Труд педагога, авторитет специальности педагога в японском сообществе расценивают достаточно высоко. Школы в Японии не испытывают особых трудностей с кадрами: каждый год на свободные ставки педагогов возникает конкурс из 4-5 педагогов. В последние годы нечто схожее можно наблюдать и в российском образовании: созданы хорошие учебные заведения, готовящие сильных педагогов, которые затем идут работать в школы или оказывают частные репетиторские услуги. Найти учителя по необходимому предмету сейчас не проблема, достаточно войти на сайт по этой ссылке, ознакомиться с резюме преподавателей и сделать свой выбор.
Для основной массы обучающихся в Японии, особенно на первых ступенях обучения, почтительное отношение к преподавателю (культ учителя) остается обязательным. Когда педагог входит в класс, всегда учащиеся все вместе кланяются, приветствуя наставника.Тем не менее почитание педагога далеко не столь безоговорочно, как раньше. Если учитель идет через толпу подростков, нечасто кто-нибудь поклонится ему, как этого требует обычай. Сказывается желание подрастающего поколения преодолеть ограничения давних традиций. Отсюда возникают эпизоды невнимания, неуважительности к преподавателю.
Каждый народ гордится собственными великими учителями – носителями национального идеала педагога. У нас в Российской Федерации к ним относятся К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко… У японцев также существую такие педагоги, заслуживные почитание и уважение, например Жигоро Кано (1860-1933).
Основоположник современной школы дзюдо, лидер одного из первых тренировочных учреждений для подготовки преподавателей, Ж. Кано определил 4 принципа, которыми и сейчас стараются руководствоваться наставники молодого поколения:
- воспитание – самое ценное, что существует в мире;
- воспитание – главное для всякого человека, так как определяет его жизненный путь;
- воспитание только тогда становится благом, когда вырабатывает жажду к знаниям;
- блаженство от учения происходит при внимательном взращивании стремления учиться.
Ж. Кано, размышляя о подготовке будущего педагога, предлагал располагать в виду 3 главные цели:
- молодой преподаватель обязан понимать возможности в результате получения образования
- наставнику необходимо источать и возбуждать наслаждение от процесса обучения
- педагогу необходимо всегда помнить, что он считается носителем национальной культуры и обычаев.
|