Волков Н. А.
Данная статья, принятая к публикации в Альманах НМП "Методичка.орг", посвящена использованию современных образовательных технологий на уроках географии. При организации учебного процесса на уроках географии очень важно заинтересовать всех учащихся, поэтому приходится постоянно находиться в поисках новых возможностей и новых методов преподавания. Из огромного количества технологий выбираю и использую те, которые помогают мне вести учебный процесс на высоком профессиональном уровне.
Из современных образовательных технологий особенно успешно использовал технологию КСО, КУЗ, начиная с 1997 года входил в экспериментальную площадку, где в течение 9 лет успешно работал по данной технологии. Ежегодно, с 1997 по 2008 год проходил курсы повышения квалификации КРО по технологии КУЗ. Входил в экспертную комиссию по разработке специальных учебников по географии (6-10 классов) по данной технологии. Являлся соавтором данных учебных пособий и успешно апробировал их на практике. Экспериментальными классами были классы «В» с 5 по 10, в которых работал, используя технологию КСО. Ученикам, которые только начинали участвовать в эксперименте было сложнее усваивать материал, а начиная, со второй ступени, т.е. с 6, 7 классов и далее было гораздо легче и интереснее, причем в экспериментальные классы отбирались ученики со средним уровнем знаний, но к концу эксперимента они достигали более высокого уровня знания, т.е. как успеваемость, так и качество знаний постоянно повышалось. Об этом можно судить по следующим показателям:
умение слушать; следить за развитием чужой мысли; передавать изученные темы другим; самоконтроль в учебной деятельности; умение говорить, выразить свою мысль; умение оценивать знания других; уверенность в своих способностях; умение работать в группах и малых группах; умение выслушать противоположное мнение; умение участвовать в дискуссиях.
Коллективный способ обучения включает элементы парной и групповой работы и имеет ряд преимуществ: каждый учит каждого, ученик в течение 1-го урока несколько раз выступает то в роли ученика, то в роли учителя, все говорят, все общаются, сотрудничество становится нормой обучения. Каждый работает на себя и других, поэтому отношение ученика к усвоению материала становится более ответственным, происходит сплочение коллектива всего класса.
Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием, поэтому относить их к какой-либо группе очень сложно. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Игровые формы отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определённый эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.
Компьютерные технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения самых разных задач. Использование компьютера расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, насыщенными информацией и эмоционально окрашенными. Компьютер дает учителю возможность освободиться от тяжелой работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов и т.д. Он призван привнести в учительскую работу новые творческие возможности, удобства, комфорт. На уроках использую презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы, программные системы контроля знаний, электронные учебники и учебные курсы, другие виды работ.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне добиваться успешных результатов обучения учащихся на уроках географии.
|