В настоящее время проблема «научить учеников учиться» является для школы одной из основных. Бурное развитие нашего общества ставит все более сложные учебные и воспитательные задачи перед школой и повышает её роль в подготовке учащихся к будущей профессии. Исследования и наблюдения показали, что знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от познавательного интереса школьников, который формируется в процессе учебной деятельности.
В практике нашей школы значительное место уделяется самостоятельной работе учащихся, проблемному обучению, здоровьесберегающим и информационно-коммуникативным технологиям.
Самостоятельная работа – один из важнейших способов развития познавательной активности учащихся. На уроках математики я уделяю большое внимание данному виду деятельности, используя разнообразные элементы самостоятельной работы, например, тесты или карточки, участвуя в творческих конкурсах для детей. Задания при этом составлены с нарастающей степенью сложности, такие, которые требуют напряжения мысли. Важно, что задания при этом в большинстве случаев разноуровневые. Учащиеся чётко видят, какой уровень является базовым, какой – повышенным, они имеют право выбирать задание по силам. Учителю такой вид работы тоже удобен. Во-первых, предлагая учащимся задания разного уровня, он снабжает достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как слабого, так и сильного учащегося. Во-вторых, у учащихся вырабатываются постоянные умения и знания. В-третьих, можно свободно увидеть общую картину: какова подготовленность некоторых обучающихся, как усвоена тема в группе, на чём необходимо акцентировать внимание. Учителями математики в нашей школе подготовлен качественный банк заданий практически по всем темам курса математики в средней и старшей школе, причём наша копилка постоянно дополняется, систематизируется, совершенствуется.
Для того чтобы выработать прочные знания, иногда необходимо прорешать значительное количество однотипных задач. Неоценимую помощь в этом оказывает использование рабочих тетрадей, разработанных МИОО для подготовки к ЕГЭ по всем заданиям частей В и С экзамена. Данные пособия содержат диагностические и тренировочные работы, что позволяет учителю увидеть уровень подготовки ученика по данной задаче, и, выявив пробелы, тут же их устранить с помощью работы-тренажёра.
Как научить учиться (полезные ресурсы)
Самостоятельность учащихся развивается и тогда, когда ребята высказывают свои предположения, спорят, отстаивают своё мнение. Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель создаёт проблемную ситуацию на уроке и организует деятельность учащихся так, чтобы обеспечить оптимальное соотношение самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Например, при изучении какой-либо функции (показательной, логарифмической) я использую возможности программы Grafics 3.2 из «Сборника математических программ» учителя математики В. Зыкина (электронный журнал «Компьютер школьного учителя математики»). Учащиеся высказывают предположения о свойствах функции и поведению графика, проверяют их (с помощью программы это сделать легко и удобно), делают выводы. На сайте Валерия Зыкина можно найти множество других полезных программ, средств обучения и диагностики учащихся, которые очень помогают при подготовке к занятию.
Здоровьесберегающие технологии способствуют равномерному распределению времени урока на различные виды заданий, чередованию мыслительную деятельность с физминутками, определению способа подачи сложного учебного материала, выделению времени на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что отражается на положительных результатах в обучении.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет изменять и неограниченно обогащать содержание образования. Один из любимых мною полкзных ресурсов для использования на уроках и организации самостоятельной деятельности обучающихся при подготовке к ЕГЭ – сайт «РЕШУ ЕГЭ» – дистанционная обучающая система. Содержит разнообразные сервисы, позволяет работать в режиме онлайн с проверкой ответов и показом решения, есть возможность вести статистику, генерировать тест по какой-то определённой теме или стандартный тест ЕГЭ. Работа с данным ресурсом дисциплинирует учащихся, возможность сразу увидеть ошибки и исправить их повышает интерес к работе.
|