Система работы по подготовке к ЕГЭ по математике со слабоуспевающими учащимися
Методическая статья
Автор: Бочкарева Лариса Борисовна, учитель математики МАОУ "Лычковская средняя школа им. Героя Советского Союза Стружкина И.В."
Математика является одним из обязательных предметов, только после сдачи экзамена по которому учащийся может получить аттестат. Возникает закономерный вопрос – как подготовить выпускников к итоговой аттестации, которые обладают довольно низкой мотивацией по отношению к ЕГЭ?
Также одной из наиболее важных задач учителя, которые необходимо решить в процессе обучения и подготовки учащихся к аттестации, является взаимодействие с отстающими учениками. Слабоуспевающие зачастую испытывают страх того, что они не смогут преодолеть «порог успешности», что побуждает учителя принимать экстренные меры по отношению к ним. Таким образом, приоритетом для учителя становится поиск таких средств подготовки к ЕГЭ, которые позволили бы эффективно подготовиться к итоговой аттестации не только успешным ученикам, но и слабоуспевающим. Например, для успешной подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию учителями используются методики, представленные на интернет ресурсе сайт Андрея Пучкова с рекомендациями для сдачи ЕГЭ. Для учителей математики тоже существуют подобные сайты.
Математику от ряда других предметов отличает в первую очередь непрерывность в цепочке основных знаний и умений. Особенное значение в этом плане имеет базовый раздел. В этой части не должно быть никаких «пробелов» в знаниях, иначе просто не будет возможности идти дальше. Это не литература, где, не прочитав «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, учащийся вполне способен прочитать и понять «Евгения Онегина». Здесь, если ученик не смог или не захотел понять и освоить, например, раскрытие скобок при действии с многочленами, изучать алгебру дальше для него будет просто бессмысленно – он не сможет ничего понять без этого базового знания. Однако стоит отметить, что все же возможно освоение программы основной школы при знаниях базы на низшем уровне – есть совсем небольшой процент таких учеников. Но вот обучаться дальше в старшей школе им данный уровень подготовки все равно не позволит, как бы им этого ни хотелось.
Учитель вновь и вновь в такой ситуации натыкается на одни и те же вопросы: «Как помочь ученикам подготовиться к ЕГЭ? Как реализовать потенциальные возможности каждого из них? Как эффективно организовать процесс обучения с наименьшими физическими и эмоциональными затратами с обеих сторон?»
Для того чтобы найти ответы на эти вопросы необходимо проникнуть глубже в суть проблемы. Для начала следует задаться вопросом, что мешает подготовке учеников к итоговой аттестации?
Анализируя поведение учеников на практике, а также проводя с ними различные беседы относительно предстоящих экзаменов, можно вывести следующий перечень потенциальных препятствий:
- неуверенность в себе и нежелание обучаться;
- излишнее самомнения или же, напротив, слишком низкая самооценка;
- негатив по отношению к предстоящим экзаменам;
- наличие множества «пробелов» в базовых знаниях;
- значительная нагрузка на учеников, особенно усиливающаяся во 2 полугодии выпускного класса;
- плохие способности к вычислениям;
- слабая теоретическая база необходимых понятий и определений.
Как уже было отмечено, эти данные были получены при помощи:
- наблюдения за реакцией учеников при столкновении с трудностями в процессе обучения, а также за реакцией на постигший их успех или неудачу;
- задавания вопросов теоретического характера, направленных на формулировку у ученика того или иного необходимого в дальнейшем положения;
- самостоятельных работ – данный вид взаимодействия отличает также то, что учитель может получить необходимый материал не только о самом результате деятельности ученика, но и о ходе выполнения работы, так как в процессе он наблюдает за работой, слушает вопросы, дает на них ответы и помогает, если считает это необходимым.
Таким образом, можно выделить основные направления работы учителя, которые должны помочь ученикам подготовиться к итоговой аттестации наиболее эффективно:
- моделировать различные ситуации, которые могут возникнуть в ходе экзамена;
- формировать адекватную оценку учащимися своих способностей и возможностей;
- давать ученикам позитивный настрой по отношению к предстоящему экзамену;
- проводить различные тренинги, которые позволят усовершенствовать вычислительные навыки учащихся;
- организовать проведение зачетов по базовым знаниям: типологии выражений, функций, уравнений и неравенств по методам решения, функциональной грамотности, по вопросам тождественных преобразований выражений и равносильности уравнений и прочим вопросам;
- на регулярной основе проводить обобщаю уроки по полученным знаниям;
- систематизировать полученный материал и регулярно давать возможность его повторения и применения на практике;
- проводить диагностические работы с учащимися, которые позволят проанализировать результаты, выявить ошибки и провести работу по коррекции.
Подготовку к итоговой аттестации логично начинать уже в начале учебного года с проведения диагностики, которая позволит выявить имеющиеся у учеников «пробелы» в знаниях, и при этом познакомит учащихся со структурой и особенностями предстоящей им экзаменационной работы. В рамках своей работы вот уже несколько лет в сентябре на уроках математики я провожу подобные диагностические работы, которые помимо всего прочего позволяют дать правильный настрой ученикам на предстоящий учебный год, так как оценка за данную работу выставляется в журнал. Данная мера должна стать мотивацией для учащихся на самостоятельную подготовку и повторение необходимого материала в рамках подготовки к данной диагностической работе. Если же они этого не делают самостоятельно, освежить знания им все равно придется, но в этом случае уже в ходе проведения работы над ошибками.
В процессе подготовки к занятию я выписываю необходимые формулы, а также какие-то важные фрагменты решения различных примеров и задач, которыми мы будем пользоваться по ходу урока. Именно с этих материалов начинается каждый урок математики – так называемая актуализация знаний. Можно проводить актуализацию с помощью самих учеников – вызывая их к доске, можно просто записать необходимые формулы на доске самой. В случае недостатка времени на уроке приходится прибегать ко второму варианту, но и в этом случае я стараюсь обращаться к ученикам – в первую очередь слабоуспевающим – с вопросами, чтобы помочь им освежить знания. Ученикам при этом можно пользоваться наглядными пособиями, а их ответы не оцениваются отдельно, но учитываются при формировании итоговой оценки за урок.
В процессе изучения нового материала я также регулярно обращаюсь к отстающим ученикам, чтобы обеспечить понимание ими учебного материала, а также привлечь их к формированию своих собственных суждений, выводов и обобщений.
В ходе практических занятий сначала я сама на доске решаю примеры конкретного типа, прилагая подробные объяснения по ходу решения. Затем я вызываю к доске троих учеников, желательно, чтобы среди них были также и слабоуспевающие. Каждый из них получает свое задание, подобное только что разобранному. Им позволяется использовать наглядные пособия, тетради и записи, что стимулирует их к самостоятельному решению своего задания. Мотивацией в данном случае является оценка, которая ставится даже за выполнение нескольких заданий, относящихся к одному типу.
На каждом уроке я также провожу не только обучающие работы, но и проверочные (в небольшом объеме), что позволяет не столько поставить какую-то оценку за работу, сколько выявить учеников, которые не смогли в чем-то как следует разобраться. В начале практической работы, я прохожу по классу и подхожу к тем ученикам, которые в нерешительности не знают с чего начать. На схожих с заданиями примерах я снова объясняю им материал. При необходимости ученикам разрешается использовать справочный материал. Периодически возникает ситуация, когда на проведение полноценной практической работы на уроке не хватает времени. В таком случае ученикам разрешается по желанию или сдать работу сразу или доделать ее дома и сдать на следующем занятии. Задания проверяются выборочно, с обязательным проставлением оценок за работу.
Контрольные работы проводятся по итогам прохождения тем. Они бывают двух вариантов в зависимости от уровня сложности: обязательные и дополнительные. Ученики ознакомлены с отличиями данных работ друг от друга, а также с критериями оценки и в одном и в другом варианте. Обычно учащиеся сами выбирают, какой вариант они будут решать, но при необходимости я могу настоять на том или ином выборе. Отстающие ученики решают обязательный уровень контрольной работы, при выполнении работы им также может быть разрешено использование справочного материала. В том случае, если работа написана на отметку в два балла, ученик обязан не просто сделать работу над ошибками, но и затем выполнить другой вариант данной контрольной работы.
Особое внимание при подготовке к занятиям я стараюсь уделять проработке вариантов оказания помощи отстающим ученикам. Чаще всего я использую следующие варианты:
- доброжелательная атмосфера в процессе проведения опросов;
- при необходимости снижение темпов опроса, разрешение на более длительную подготовку к ответу;
- в случае необходимости предложение плана, на основе которого стоит выстроить ответ на поставленный вопрос;
- использование наглядных пособий;
- стимулирование: оценками, похвалой, подбадриванием;
- частое обращение с вопросами к отстающим ученикам с целью определения уровня освоения материала;
- структурирование самостоятельной работы на этапы в зависимости от сложности заданий;
- ссылки на выполненные ранее задания подобного типа или напоминание способов решения подобных заданий;
- стимулирование самостоятельности отстающих учеников;
- контроль за ходом решения задач с обязательным последующим разбором ошибок.
Итоговая аттестация по итогам обучения в виде единого государственного экзамена имеет как свои плюсы, так и минусы. Так, учителю в процессе подготовки учеников к экзамену необходимо минимизировать отрицательные стороны ЕГЭ, а для этого ему необходимы знания о формате, структуре и особенностях проведения данного экзамена. Такая информация позволяет учителю решить такую задачу, как освоение технологии обучения и итогового повторения, которые позволяют ученикам продемонстрировать свой уровень знаний, соответствующий их годовой оценке.
Если проанализировать содержание различных вариантов ЕГЭ по математики, можно сделать вывод о том, что в базовом уровне содержится около 90% материала, который изучается в курсе основной школы. В связи с этим я при обучении использую в своей практике разноуровневые тематические тесты, которые позволяют проверить уровень подготовки ученика, а также провести экспресс-анализ уровня освоения конкретной темы. Данные тесты я ввожу в курс обучения, начиная с седьмого класса. Тесты могут быть использованы и как средство обучения, и как средство контроля. Чаще всего я использую задания из «Сборника тестовых заданий для тематического и итогового контроля», издательства «Интеллект-Центр» (2010 год), а также из сборника задач «Геометрия» издательства «Лицей» (2009 год). В эти сборники включены задания разных типов, соответствующие по своей форме заданиям, встречающимся в ЕГЭ.
Ученикам предлагается для решения все части ЕГЭ, чтобы они могли самостоятельно оценить разницу в требованиях и свой уровень подготовки. В ходе проведения тестов я использую метод самопроверки – таблица с верными ответами выдается ученикам по окончании решения. Это позволяет учителю взять на себя мотивационную роль, без каких-либо нотаций и наказаний, так как ученик сам должен выявить свои сильные и слабые стороны, похвалить или поругать себя. Таким образом, проводимые мной тесты играют не только обучающую и контролирующую, но и развивающую роль.
|