Дополнительное образование. Обучать? Воспитывать?
Методическая статья
Автор: Казаченко Карине Борисовна, методист, педагог дополнительного образования МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани Краснодарского края
Дополнительное образование. На первый взгляд звучит несколько даже обидно: дополнение к чему-то более важному. Но если вдуматься, тут еще можно и поспорить…. В дополнительном образовании все силы брошены на формирование базовой культуры личности. Мы обеспечиваем каждому ребенку условия для духовного, интеллектуального, физического развития, для реализации его творческих образовательных потребностей…. Период детства характеризуется проявлением талантов. В условиях массовой школы ограничены возможности индивидуального развития, а мы компенсируем этот пробел. У нас каждый ребенок имеет возможность формировать собственные представления о самом себе, познает окружающий мир. Самое ценное, что ребенку предоставляется свобода выбора и самоопределение своего любимого дела, которое кто знает, может, станет когда-то его «вторым хлебом».
Центр дополнительного образования (отделение развития творчества «Жар – птица»). Само название говорит само за себя.Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что мы, все педагоги ЦДО, на своих занятиях большой акцент делаем на воспитательные задачи. А тут диапазон широк: и патриотическое, и гражданское воспитание, это и экологическое, и физическое воспитание, а главное трудовое.
Преследуя цель обогащения представления детей об окружающей действительности, способствования интеллектуального развития, практикуем экскурсии, конкурсы, турниры. Например, экскурсии на швейную фабрику, консервный завод….
Реализуя спортивно-оздоровительную цель, все педагоги практикуют физкультминутки, игры, товарищеские состязания. Учитывая, какое слабое поколение – этой цели уделяем особое внимание. Очень интересны для нашего внимания упражнения для разминки пальцев, для снятия напряжения в позвоночнике, усталости глаз. Интересен подход педагога, который вместе с детьми лепит снежную бабу вместо запланированной подделки. Выпал первый снег, и педагог мудро заменил урок оздоровительной прогулкой на свежем воздухе.
Гражданско-патриотическое воспитание достигается многочисленными тематическими беседами, встречами. Здесь уместны праздники ко Дню Матери, Дню инвалида, встреча с ветеранами, совместное чтение книг, изготовление сувениров мамам и ветеранам. Именно сейчас в наше время, когда шкала ценностей видоизменяется, наши дети нуждаются в нас. Вот, где уместны тезисы:
- «Моя родина Россия» (обычаи, культура),
- «Никто не забыт, ничто не забыто» (чувство патриотизма),
- «Земля – наш дом» (экологическое воспитание).
Думаю, очень интересно занятие, посвященное ВОВ. Дети рассказывают о своих бабушках, дедушках, показывают пожелтевшие фотографии. Отрадно, что дети помнят и чтят прошлое и надо бережно сохранить это.
Всевозможные праздники ЦЕНТРА, дни именинников, прогулки, посещения музея, капустники дают возможность общения с «другим человеком» как ценностью, когда оно свободно от предметной цели.
Личность ребенка. Как часто в гонке за наполняемостью в группах, за результативностью мы забываем, что каждый ребенок – это загадочный мир, требующий уважения, понимания, внимания.
Личностно-ориентированное воспитание дает возможность каждому ребенку реализовать себя. Нельзя всех детей мерить одним аршином. «Трудные дети», как их называют (я их про себя окрестила «неординарными»), одаренные дети, «серые мышки», которые в один прекрасный день могут так удивить. Они все разные и каждый требует свое. Одного все время нужно похваливать, поощрять, другого побуждать к самоанализу, самоосуждению, третьему нужно все преподносить в игровой форме…. Для успешной работы неплохо бы учитывать основные типы темпераментов: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики.
Холерики – могут быть резки, вспыльчивы, эмоциональны, и в то же время, могут полностью до конца отдаваться делу, поэтому с ними нужно выработать программу, в основе которой лежит укрепление процесса торможения, требование доводить дело до конца, научить ребенка саморегуляции.
Сангвиники – горячи, продуктивны, но для этого у него должно быть много интересных дел. Общительность, гибкость ума, быстро схватывает «новое», легко переключается на новое. Значит, педагог планирует свою работу так, чтобы привлекать этих детей к активной деятельности, все время поддерживает в нем оптимизм, дает задание с учетом интересов этого ребенка.
Флегматики – в меру общительны, со всеми в ровных отношениях, дело доводит до конца, излишне спокойны, мало подвижны – это упорные труженики. Этим детям мы должны дать время себя показать, раскачаться и не делать поспешных выводов.
Меланхолики – замкнутые дети, впечатлительны, необщительны, обидчивы, трудно раскачиваемые, и еще труднее их остановить. Они замыкаются в себе, зацикливаются. Этим детям надо создать условия, вызывающие у них много положительных эмоций, тогда они в спокойной обстановке хороший труженик, хорошо справляется с общественными задачами, очень тактичны.
Трудовое воспитание – звучит скучно. Но за этим стоят интересные, разнообразные уроки. У каждого педагога свои приемы, методы, наработки, но все мы преследуем не только сиюминутную цель: занять детей, их досуг, привить определенные навыки работы в той или иной сфере, сформировать отношение к труду как к общественно-полезному делу. Главная цель – адаптация учащихся к будущей жизни, возможность профориентации, дать шанс быть социально защищенными, овладев ремеслом.
Выходит от простой кружковой «развлекаловки» мы давно перешли к решению серьезных социальных проблем, задач!!!
|