Главная » 2017»Февраль»10 » Использование ролевых игр при проведении музыкальных занятий в ДОУ
Использование ролевых игр при проведении музыкальных занятий в ДОУ
Использование ролевых игр при проведении музыкальных занятий в дополнительном образовательном учреждении
Методическая разработка
Автор: Лапшин В.В., педагог высшей квалификационной категории МБОУ ДО «Еланский Дворец творчества», руководитель музыкальной студии "Палитра звуков"
С тех пор как человечество помнит себя, музыка неразлучна с ним. Она сопровождает людей в различные моменты жизни – окрыляет радостью или печалью, дает наслаждение, несравнимое, даже с наслаждением открытия мира. Ничто так не волнует, как музыка. Она – язык души. Музыка помогает утверждать определенные морально- эстетические устои, без которых нет личности. Она способна очищать душу и возвеличивать её.
Сама музыка свои сокровища отрывает не сразу. «Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо привыкнуть» - заявлял в свое время В.Ф. Одоевский, современник Глинки. Практика показала, что понять содержание музыки доступно всем, нужно только научить этому как можно раньше, буквально с самого рождении «заражать», в хорошем смысле этого слова, душу ребенка чувством прекрасного. Профессионально это может осуществить только педагог с музыкальным образованием. Хочу поделиться личными наработками в этом направлении.
Сначала коротко об особенностях развития детей этого возраста. Младшие школьники – особая категория ребят. В это время складывается личность ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Он сам пытается определять собственное поведение. Никто кроме ребенка не сможет точно определить круг его интересов: понравиться ли ему решать задачи по математике во 2 классе, или начать писать стихи в 3 классе, или творить великолепные поделки в 4 классе. Взрослые в этой ситуации выступают только в роли сценаристов, выстраивающих отношения с детьми через игру или её элементы, используя сюжеты детских сказок. Именно игра или её элементы вызывают качественные изменения в психике ребенка. Игра должна быть эмоциональной, но главное, чтобы она была познавательной. Практика показала, что элементы познавательной деятельности, построенные на сюжетах известных сказок, позволят педагогу получить замечательный результат в решении задач по формированию личности ребенка, в том числе и развитию музыкального кругозора, его музыкальных способностей.
Если занятия с детьми по знакомству с различными музыкальными жанрами проводить с использованием сказочных героев всеми любимой сказки «Теремок», то можно с уверенностью сказать: такие занятия очень понравятся младшим школьникам. Они помогут сделать первые шаги в музыкальном образовании, познакомят с азбукой музыки, приблизят маленького слушателя к её пониманию. Это будет ничем не заменимая возможность в этом возрасте под руководством педагога увидеть через музыку новые особенности окружающей жизни.
В теремке живут сказочные персонажи всеми любимой сказки «Теремок». Его обитателям нравится разная музыка. Мышка - норушка, например, любит и знает народную музыку. Лягушка - квакушка знает название и звучание всех инструментов народной музыки. Она познакомит дошколят со скоморохами. Лисичка- сестричка знает, что такое музыка классическая, а зайчик - побегайчик и волчок - серый бочок все расскажут о современной музыке. В роли жителей теремка могут выступить ребята старшей вокальной группы. Основную же тему занятия раскроет педагог.
При проведении занятий педагог использует музыкальные диски, клипы, делает презентации, сам исполняет произведения на музыкальном инструменте, которым владеет. Может преподаватель исполнять и современные песни. Детям это очень нравится. Следует поощрять желания детей спеть самостоятельно какую- либо современную детскую песню.