Главная » 2017»Июль»4 » Развитие эмоций у детей первого года жизни
Развитие эмоций у детей первого года жизни
Развитие эмоций у детей первого года жизни в процессе игр-занятий в условиях "Дома - ребёнка"
Методическая стстья
Автор: Филонова Наталья Владимировна, МБДОУ детский сад 83, "Калинка" города Бийска Алтайского края
Главной целью работы дома ребёнка является создание условий для гармоничного развития малыша в 1-е годы его жизни, обеспечение соответствующего полноценного психофизического развития, оптимального состояния здоровья, подготовка малышей к жизни в обществе, облегчение социальной адаптации.
Полагаю, что эмоциональное развитие детей - существенное условие, которое обеспечивает эффективность процессов обучения и воспитания. Человеческие чувства и эмоции не появляются обособленно, а вырабатываются с 1-ых дней жизни под воздействием внешней общественной и природной среды.
На протяжении пяти лет я работала над темой: «Развитие эмоций у детей 1-го года жизни в процессе игр-занятий, в условиях «Дома - ребёнка».
Цель работы: определить условия эффективного эмоционального развития малышей 1-го года жизни, в условиях Дома ребенка.
Объект: эмоциональное развитие малышей 1-го года жизни.
Предмет: процесс эмоционального развития малышей 1-го года жизни в условиях Дома ребенка.
Гипотеза исследования заключается в том, что эмоциональное развитие малышей будет эффективным при соблюдении следующих условий:
• эмоциональное общение взрослых с малышом;
• организация общения с ребенком на специальных играх-занятиях.
Специфика работы заключается в этапах, каждый из которых соответствует определенному возрасту. На каждом этапе ставлю и решаю конкретную задачу воспитания.
I этапе (0-3м.) – развитие первых эмоционально-положительных реакций.
II этапе (3-6м.) – развитие ответной улыбки, «комплекса оживления» и смеха.
III этап (6-9м.) – развитие ярких дифференцированных эмоций.
IV этап (9-12м.) – стимулирование и поддержка радостного настроения.
Свою работу строю в соответствии с общедидактическими и методическими принципами. Принципы построены с учётом работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и др.
Принцип наглядности – мышление детей в этом возрасте наглядно-действенное.
Принцип систематичности и последовательности – вся работа ведется последовательно и в системе.
Принцип доступности – то, что на данном этапе развития доступно пониманию ребенка.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей работе. Доказано, что взаимосвязь всех узких специалистов учреждения приведет к успешной реализации тех целей и задач, которые устанавливает перед собой каждый педагог.
Учет эмоциональной внушаемости детей раннего возраста. Им легко передается настроение окружающих. Проводимые игры, упражнения должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции.
На основе опыта работы А.Н. Павловой и Ю.А. Разенковой разработала перспективный план, составила конспекты занятий, подготовила дидактический материал.
Использую в работе следующие методы:
непосредственное воздействие взрослого на ребенка или действие вместе с ним – ведущий метод обучения;
игра – является ведущим видом деятельности ребенка, где он получает возможность приобретения ценного жизненного опыта, вызывает положительные эмоции;
показ способов действий – основан в значительной мере на подражании;
упражнения – многократное повторение практических действий заданного содержания.
художественное слово – источник знаний об окружающем мире;
рисование – несет несколько развивающих функций: развивает чувственно-двигательную координацию, является способом выражения различного рода эмоций.
массаж – усиливает обменные процессы во всех тканях и органах, нормализует многие функции организма.
Детям раннего возраста с ЗНР, отличающимся резким снижением работоспособности, сложно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях, поэтому основной формой занятий, которую я использую – это индивидуальное занятие. В каждый период бодрствования занимаюсь с каждым ребенком индивидуально, веду листы наблюдений. Одно и то же занятие повторяю несколько раз до достижения поставленной задачи.
Для обогащения тактильных, вестибулярных, зрительных и звуковых впечатлений ребенка, провожу игры-занятия с погремушками, колокольчиком, неваляшкой. В итоге появляется первая улыбка и «комплекс оживления».
С 3-6 месяцев активизирую все компоненты «комплекса оживления» через игры-пляски с ручками и ножками, напевание песенок, потешек, показ картинок, игры в «прятки», «чудесный мешочек».
Итогом является частый и просто возникающий «комплекс оживления», малыш смеется в ответ на речевое общение, радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Наиболее значимыми в 6-9 месяцев становятся игры - занятия с кубиками, пирамидкой, музыкальными игрушками, куклой.
9-12 месяцев – радостное состояние вызываю и поддерживаю на занятиях неожиданным появлением и исчезновением ярких игрушек, веселыми подвижными играми, играми с пальчиками малыша. Ввожу новые виды занятий: чтение сказок, рассматривание книг, рисование.
Для анализирования учебной деятельности систематически отмечаю развитие детей, веду систематическую документацию по каждому малышу. Совместно со старшим воспитателем провожу ежемесячную диагностику нервно-психического развития малышей 1-го года жизни (Э.Л. Фрухт). Собранные мною данные подтверждают гипотезу о возникновении положительной динамики при развитии малышей с самого раннего возраста.