Владимирова М.Н.
Понятие «концертмейстер» многозначно. В нашем случае это пианист, помогающий разучивать исполнителям свою партию и аккомпанирующий им в концертах.
Понятие «аккомпанемент» (фр. - сопровождать) означает музыкальное сопровождение, которое дополняет основную мелодию и служит гармонической и ритмической опорой для солиста, и углубляет художественное содержание музыкального произведения.
Концертмейстерская деятельность занимает одно из важных мест в музыкально-педагогическом процессе.
Особенностью и сложностью концертмейстерской деятельности является её реальная многомерность.
Для выполнения своей миссии концертмейстер должен быть музыкантом высочайшего уровня. Он должен быть и пианистом и концертмейстером и исполнителем и педагогом. Он создаёт личную трактовку композиторского сочинения, выявляет варианты определённого звукового воплощения данной интерпретации, доносит до слушательской аудитории художественное содержание музыкального произведения, увлекает и заинтересовывает зрителя своим искусством. Аккомпаниатор объединяет в себе и актёра и режиссёра-исполнения.
Вопрос подготовки профессионального педагога-концертмейстера - один из наиболее острых. У аккомпанемента своя специфика исполнения, этому нужно специально учиться.
Ретроспективный обзор развития концертмейстерства как вида деятельности
Обратимся к ретроспективному обзору концертмейстерской деятельности и кратко осветим его. Концертмейстерство зародилось в древности вместе с искусством импровизации. Затем функции концертмейстера выполнял капельмейстер.
Концертмейстерство долгое время существовало как любительский вид искусства в камерно-вокальном исполнительстве. Профессиональное концертмейстерство возникло в творчестве композиторов: Мусоргского, Рахманинова, Аренского, Танеева.
Первый человек, который профессионально занимался концертмейстерством - Бихтер (на рубеже 19-20 веков). После него - Семён Стучевский, Смирнов, Макаров, Сахаров, Шендерович, Важа Чачавадзе. В консерваториях как специальная дисциплина концертмейстерство возникает в 20-х гг. XX века. Кафедра концертмейстерства - в 50-х гг. XX века. Научно-методическая деятельность возникла в 60-е гг.
Существуют психолого-педагогические особенности концертмейстерской деятельности, на основе которых формируются принципы, организация, методы, методики и программы обучения, учащихся концертмейстерскому мастерству.
Скачать методическую работу
|